История Антарктиды – история преодоления

Нашли, вступили. Что дальше?

В конце января 1820 года два шлюпа «Восток» и «Мирный» после ста шести дней пути добрались до самой южной точки своего путешествия.

«Встретили наконец материковый лёд чрезвычайной высоты. И простирался он так далеко, как могло только достигать зрение. Открылась, наконец, стана юга, земля, которую так долго искали»

Михаил Лазарев

Дело сделано и сделано вовремя! Русские увидели Антарктиду на два дня раньше англичан. 30 января 1820 года британский лейтенант Эдвард Брандсфилд видит высокие горы покрытые снегом.

Только через 75 лет после открытия Антарктиды в 1895 году люди смогли вступить на землю материка. Это были шесть членов экипажа норвежского китобойного судна «Антарктик». После этого стало понятно: вопрос достижения Южного полюса – вопрос времени.

К началу XX века человечество исходило вдоль и поперёк практически всю планету. Недоступными остаются лишь пики самых высоких гор и, конечно, Северный и Южный полюса. В борьбу за покорение последнего включились англичанин Роберт Скотт, ирландец Эрнест Шеклтон, а позже норвежец Руаль Амундсен.

Первые неудачи

В свою первую экспедицию Роберт Скотт и Эрнест Шеклтон отправились вместе в конце 1901 года. Они продвинулись на 1500 км вглубь материка и вернулись с одним желанием: во что бы то ни стало покорить Южный Полюс.

Эрнест Шеклтон был первым, кому предоставилась такая возможность. Во время экспедиции по исследованию Антарктиды у него были ездовые собаки, но он не взял их к полису, ошибочно полагая, что те не смогут бежать при сильном ветре. Главная ставка была на маньчжурских лошадей, но половина из них погибла в первый же месяц, а вторую половину пришлось поочередно пристрелить во время похода. В 1908 году Шеклтон не дошёл до полюса 180 км. Очередь Роберта Скотта и Руаля Амундсена наступит только спустя 2 года.

Начало гонки

12 октября 1910 года Роберт Скотт направляется в Антарктиду. Одной из целей его экспедиции – достижение Южного Полюса. Но неожиданно на борт доставляют телеграмму: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется в Антарктиду. Амундсен».

Гонка за Южный полюс началась! Её результаты всем известны. Амундсен первым достигнет Южного полюса, а все члены экспедиции Скотта погибнут. Но мне хотелось бы остановиться на некоторых деталях этой трагической истории.

Ещё за месяц до старта экспедиции Скотта к Южному полюсу Амундсен на знаменитом корабле «Фрам» направился к Северному полюсу. Но полюс пал. Американцы Джеймс Кук и Роберт Пири по очереди заявляют, что они смогли покорить самую северную точку планеты. Амундсен человек абсолютно практичный, поэтому он моментально меняет цель своего путешествия на противоположную. Теперь это не Северный полюс, а Южный. Правда, об этом знают лишь два человека: его брат и капитан «Фрама».

«Фрам» считается самым прочным судном из дерева, среди когда-либо построенных. Всё дело в толщине и крепости бортов, в уникальном поперечном сечении корпуса. Оно напоминает половинку кокосового ореха. Льды не способны раздавить «Фрам», он просто выпрыгивает наверх.

«Самый важный фактор для благополучного результата экспедиции заключается в предусмотрении всех трудностей и выработки способов для их преодоления. Победа ожидает того у кого всё в порядке, люди называют это удачей. Поражение обеспечено тому, кто забыл вовремя принять необходимые меры. Это называют неудачей».

Руаль Амундсен

Готовность к состязанию

Две экспедиции пробираются к самой южной точке планеты. С одной стороны норвежская экспедиция: великолепно подготовленная, такая олимпийская сборная, у которой есть одна главная цель – это достижение Южного полюса. С другой стороны экспедиция англичан. Скотт считал не просто важным, а необходимым обязательно вести научные исследования. Когда Роберта Скотта и его товарищи найдут в палатке замёрзшими, рядом в санях будет лежать 15 кг горной породы, которую они собрали на леднике и не бросили до последнего.

Вот, как мне кажется, три основных ошибки Скотта.

Первое, при недостатке провианта он берёт с собой к полюсу ещё одного, явно лишнего, пятого участника экспедиции. В еде практически отсутствует витамин С и, как следствие, всех начинает выкашивать цинга.

Второе, топливо. Из-за негодных бидонов практически весь керосин или испарился, или вытек.

И третье, может быть самая главная ошибка – это транспорт. У Скотта были моторные сани, маньчжурские лошади, собаки. Но моторные сани он в итоге к полюсу не берёт, маньчжурских лошадей в середине пути из милосердия пришлось пристрелить, а собак благородный Скотт просто отпустил, чтобы они могли вернуться на зимовку. После чего люди сами впряглись в сани, и пошли к Южному полюсу.

В это же время…

в Антарктиде присутствует еще одна научная экспедиция, участникам которой пришлось бороться за свою жизнь. Австралийский учёный Дуглас Моусон и 30 его коллег прибыли в Антарктиду в октябре 1911 года. Они не гнались за рекордами. Их целью было всестороннее изучение Южного континента. Первая зимовка прошла благополучно, но в декабре 1912 исследовательский поход на ледник закончился трагедией. Девятнадцать дней отряд Дугласа Моусона пробирался на юг. Австралийский геолог вместе с напарниками Совье Мерцем и Белгрейвом Ниннисом достигли зоны взломанного льда. Их путь пролегал через трещины и когда в очередной раз Моусон обернулся проверить как там Ниннис, он увидел только след от его собственных саней. Двадцатипятилетний англичанин бесшумно провалился в трещину. Дуглас Моусон и Совье Мерц, потеряв товарища, лишились практически всего провианта, снаряжения и собак. В канун Нового года Мерц заболел и уже не мог идти самостоятельно. Моусон тащил его на себе пока тот не умер 8 января. В тот день Моусон запишет в своём дневнике: «Похоже, моя песенка спета, – и тут же добавит, – но я не сдамся до конца!»

Он измождён, обморожен, у него гниют ноги, ему нужно за неделю пройти до базы 150 км, потому что 15 января за экспедицией приходит корабль. Но, он не успел. 15 января Дуглас Моусон провалился в трещину. Ему удалось выбраться по верёвке, но спешить уже было некуда, скорее всего на базе его уже никто не ждёт. Через две недели, как раз когда разыгралась снежная буря, Моусон добрался до укрытия.

Когда он всё-таки пришёл на базу, то увидел других участников экспедиции и удаляющуюся из бухты «Аврору». Если бы Моусон пришёл на несколько часов раньше, он бы в тот же день отправился домой. Но вместо этого он стал пленником Антарктиды ещё почти на год. Та же участь постигла шестерых членов экспедиции, которым приказали остаться и разыскать его отряд. Возвращение «Авроры» пришлось ждать десять месяцев.

На чем передвигаться?

Многие считают, что именно выбор транспортного средства сыграл ключевую роль в гонке к Южному полюсу. Амундсен поставил на собак и оказался прав. Скот поставил на лошадей и оказался не прав. Но это верно лишь отчасти. Вопреки расхожему мнению, в экспедиции Роберта Скотта были собаки: две эскимосские лайки и тридцать одна сибирская.

Собаки бежали в нартах из Николаевска-на-Амуре во Владивосток. Откуда они были переправлены пароходом в Новую Зеландию, где они присоединились к экспедиции. По пути в Антарктиду корабль попал в шторм, во время которого одну собаку смыло за борт. Но следующая волна чудом вернула собаку на палубу живой и невредимый. В итоге пёс Осман стал отличным вожаком. Скотт писал о нём: «Наша лучшая упряжная собака».

За собак в экспедиции Скотта отвечал каюр сахалинец Дмитрий Гирев, а конюхом был Антон Омельченко. Это первые наши соотечественники, которые побывали на берегах Антарктиды. «Я убедился, что наши русские молодцы заслуживают не меньше похвал, чем мои англичане. Антон и Дмитрий всегда готовы прийти на помощь. Они прекрасные парни», – напишет Скотт в своём дневнике. Дмитрий впоследствии будет участвовать в операции по поиску группы Скотта и станет первым россиянином, который взошёл на вершину вулкана Эребус.

Что касается судьбы пса Османа, то по возвращении он будет передан Веллингтонскому зоопарку и доживёт до глубокой старости.

Большинству собак Руаля Амундсена была уготована совершенно другая судьба. Из пятидесяти двух особей, которых взяли на полюс, назад вернулись только одиннадцать. Норвежец специально выбрал породу – гренландские хаски. Они не чураются каннибализма. В случае необходимости, являются не только идеальным средством передвижения, но и едой для своих сородичей, а если нужно, то и для людей. Вот ещё один пример его сухого расчёта.

«Так как эскимосская собака даёт около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг означала уменьшение на 25 кг продовольствия, как на нардах, так и на складах. В расчёте, составленном перед окончательным отправлением на полюс, я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием».

Руаль Амундсен

Перед финальным броском на полюс Амундсен застрелит сразу двадцать четыре собаки. Ему это припомнят позже в Лондоне на торжественном обеде Британского королевского географического общества, когда Председатель общества Лорд Керзон в финале своего спича скажет: «И позволю себе предложить троекратное «Ура!», в честь… собак».

Итог гонки

14 декабря 1911 года Южный полюс пал перед норвежцами. Участники экспедиции Роберта Скотта пришли к нему только спустя месяц. Они уже понимали, что первенство упущено. По пути им то и дело попадались вещи, брошенные командой Руаля Амундсена. Но англичане упорно шли на юг, несмотря на то, что силы их уже покидали. Придя на Южный полюс через месяц после экспедиции Амундсена, англичане увидели там палатку с норвежским флагом. В палатке было два письма. Одно было адресовано норвежскому королю Хокону VII, а второе самому Скотту. Амундсен приветствовал его, просил передать письмо королю, предлагал воспользоваться любыми вещами из палатки и желал благополучного возвращения, которого, увы, не случилось.

Спустя два месяца отчаянной борьбы Роберт Скотт делает последнюю запись в своём дневнике: «Ужасное разочарование и мне больно за моих товарищей. Конец всем нашим мечтам. Мы знали, что мы идём на риск. Обстоятельства против нас и потому у нас нет причин жаловаться. Смерть уже близка. Ради Бога, не оставьте наших близких». К этому времени двое его товарищей уже погибли, остальные умирали от холода, истощения и цинги, в палатке, занесённой снегом, в семнадцати километрах от склада с продовольствием и топливом.

И всё же эту экспедицию нельзя назвать экспедицией проигравших. Двенадцать учёных разных специальностей собрали столько данных, что по объёму и результату исследований им ещё не было равных долгие-долгие годы. Это они привезли в Антарктиду: моторные сани, шары-зонды для исследования атмосферы, а палатки конструкции Скотта до сих пор используются на материке.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться», – написано на надгробии Роберта Скотта, помимо всех регалий ещё и члена русского географического общества.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top