Роль учителя в классе. Мудрый пастырь или надзиратель?

Авторитетный учитель – миссия выполнима.

В своей жизни все мы встречам много учителей. Но все ли для нас были авторитетны? Такие, с которых хочется брать пример, на которых хочется походить во всем и стремиться достичь их уровня знаний и опыта? Лишь единицы навсегда остаются в памяти как образец для подражания. О них спустя многие годы мы отзываемся с теплотой и благодарностью. Других, к сожалению, даже не вспоминаем, как звали.

Учитель – особая профессия, или скорее, призвание. Не каждому, имеющему диплом педагога, она под силу. Ведь задача учителя – не только дать необходимые знания, но и найти индивидуальный подход к каждому ученику, где-то поддержать словом, подбодрить, где-то пожурить и направить по верному пути.

Важно учитывать особенности личности каждого ребенка. Застенчивого и робкого – похвалить, вселить в него уверенность, бойкого и дерзкого – умело, но, не оскорбляя, поставить на место. Учитель может помочь маленькому человечку раскрыть таланты и способности, поверить в себя. Не зря говорят, что каждый ребенок в чем-то талантлив. Зачастую родители не видят этого в силу своей занятости и других проблем.

Очень жаль, но престиж учительской профессии в последнее время заметно снизился. Время диктует свои правила. У современных детей другие кумиры и герои, но авторитет педагога должен оставаться незыблемым. Во многом это зависит не только от самого педагога, но и от родителей. Если школьник часто слышит дома, как кто-либо из членов семьи негативно отзывается об учителях, естественно, подобные слова повлияют на его отношение к педагогу. Так что родителям лучше оставить свои комментарии при себе, либо обсуждать учителей так, чтобы ребенок не слышал.

Из чего складывается авторитет учителя?

Авторитет каждого преподавателя складывается из таких качеств, как:

неравнодушие.

Дети тонко чувствуют отношение к ним окружающих. Если ребенок обратился к педагогу с проблемой или вопросом, не надо отмахиваться на бегу, иначе он поймет, что учителю нет до него никакого дела. Какая речь об авторитете в таком случае? Например, ребенок, забыл дома очки и не может переписать задание с доски, т.к. просто его не видит. Хороший педагог не станет отчитывать ребенка за забывчивость, а предложит подойти к доске поближе и переписать задание;

обширный кругозор и отличные знания

не только по своему предмету, но и в других областях. Если ученик задаст педагогу вопрос, на который тот не сможет ответить, ребенок, конечно, разочаруется, а авторитет учителя будет под вопросом;

честность.

Взяв в качестве примера предыдущую ситуацию, педагогу лучше честно сказать ребенку, что пока он не может ответить на его вопрос, но проконсультируется с другими специалистами, коллегами, поищет информацию в Интернете, справочниках и других материалах и даст ему ответ;

обязательность.

Если учитель что-то пообещал ребенку, то это необходимо выполнить непременно. Дети могут не запомнить стихотворение или домашнее задание, но подобные жизненные ситуации они не забудут никогда;

справедливость.

Часто в детских коллективах возникают конфликты, ссоры, порой и драки. Учителю следует внимательно выслушать все стороны и только после этого вынести объективное суждение. Даже первоклассники чутко реагируют на любую несправедливость, например, при выставлении оценки. Не надо думать, что это мелочи. У детей таким образом формируется представление о мире, которое останется с ними на всю последующую жизнь.

Несмотря на все сложности современной системы образования, учитель должен выступать скорее как мудрый пастырь, ведущий за собой детей. Пастырь – это библейский персонаж, прототип Иисуса Христа, который следил за заблудшей овцой больше, чем за всеми остальными. Каждому учителю необходимо руководствоваться этой историей в своей деятельности, тогда его авторитет среди учащихся будет гарантирован.

Ни в коем случае учитель не должен быть надзирателем. Это слово, скорее, относится к тюремному лексикону. Но ведь школа – это не тюрьма, а дети – не заключенные преступники. Как они относятся к своим надсмотрщикам? Боятся? Да, несомненно. Но уважают ли? Маловероятно, скорее, презирают.

Авторитет поддерживается личным примером лучше, чем при помощи нравоучений и книжных постулатов. Строгость и дисциплина несомненно обязательны при воспитании детей. Однако, строгий и требовательный учитель – не значит надзиратель. Отношения на равных – главная основа взаимопонимания.

Влияние педагога на будущее ребенка огромно. Если ему удастся привить любовь к своему предмету, будь то математика, биология или история, то, возможно, кто-то из его учеников последует по его стопам и станет в дальнейшем обучать уже следующее поколение этой важной и увлекательной науке, вспоминая своего первого учителя как эталон для подражания. А это ли не главная награда для каждого преподавателя – последователи, которые не только продолжат его дело, но и превзойдут своего учителя?

1 комментарий к “Роль учителя в классе. Мудрый пастырь или надзиратель?”

  1. Мы со школьной поры помним всех наших учителей , и , конечно , по разному . Хороший учитель это призвание и редкость в наши дни .

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top