Сегодня я предлагаю продолжить начатую ранее практику. Но связать её с темой – источники географической информации. В теории, география обладает специальными методами исследования. Некоторые из них известны с глубокой древности, некоторые появились совсем недавно. Их не много – это описательный метод, картографический метод и аэрокосмические методы исследования.
Что касается источников географических знаний, то долгое время человек собирал сведения о Земле, путешествуя по ней. В странствиях проводили свою жизнь купцы, моряки и солдаты. Они привозили рассказы о далёких, никому не известных странах. И пусть эти рассказы не всегда были правдивы и точны, но в те времена они были единственным источником знаний.
С XVIII века началось время научных экспедиций. Учёные-географы не просто привозили из своих поездок рассказы о приключениях. Результатами экспедиций стали: измерения, сделанные с помощью специальных приборов; точные карты, выполненные с соблюдением всех правил; научные описания. Но, как и прежде, опасностей и приключений на долю участников экспедиций выпадало немало.
В последнее время появилось много новых источников географической информации. Например, изображения нашей планеты, сделанные из космоса. Это может показаться странным, но с большой высоты многое на поверхности нашей планеты видно лучше.
Вот и все, что касается теории. Зато практический пласт этого раздела географии безграничен. В этом можно убедиться, обратившись к заданиям вносимым на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Так, например, в 6 классе есть такие задания
1. «С каким из указанных на карте материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот материк на карте».
Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного выше материка.
- «На каком берегу реки Быстрой находится церковь? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.
В каком направлении от церкви расположен мост?».
В 7 класс количество заданий возрастет и они слегка усложняются
- «На карте мира изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.
Маршрут экспедиции кого из путешественников изображён на карте?».
Подпишите на карте название материка, по которому проходил маршрут экспедиции.
- «Прочитайте текст, составленный по запискам путешественников, исследователей и туристов, посещавших объект, на территории которого расположена точка 1.
Это озеро привлекает туристов и любителей путешествовать, ведь оно, несмотря на то, что давно уже открыто человеком, сохранило свою первозданную красоту и чистоту воды. Буйный и неспокойный нрав озера проявляется во время штормов, которые не дают ему замёрзнуть в морозные зимы. Это самое крупное озеро в системе Великих озёр. Первые французские переселенцы называли его Самое высокое озеро. В нём водятся ценные виды рыб: осётр, корюшка, лосось, форель, сазан, сиг, пресноводная сельдь, судак. Смешанные леса, произрастающие на побережье озера, отличаются многообразием видов хвойных и лиственных деревьев. Здесь можно увидеть также около шестидесяти видов орхидей.
Запишите название этого географического объекта».
- «В приведённом ниже списке перечислены крупные географические объекты. Выберите из представленного ниже списка названия географических объектов, расположенных на территории одного из материков: Евразия, Африка, и заполните схему. Впишите в схему название материка, типы и названия выбранных Вами географических объектов.
Гималаи, Маракайбо, Анды, Дарлинг, Калахари, Замбези, Янцзы, Виктория, Карибское, Амур, Онежское, Аппалачи».
В 8 классе задания связаны со знанием географии нашей страны
- «На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение России. Выберите из приведённого списка названия этих объектов. Географические объекты: Восточно-Сибирское море, Японское море, Белое море, Анадырский залив, острова Новая Земля, Азовское море, Гыданский полуостров, полуостров Таймыр».
- «Точка N расположена на территории одного из указанных Вами географических объектов и имеет координаты 72° с.ш. 80° в.д. Поставьте на карте крайнюю южную точку России, которая расположена на одном меридиане с точкой N, и обозначьте её буквой K.
Определите и запишите координаты точки K.
Рассчитайте расстояние в километрах от точки N до точки K. Длина дуги меридиана в 1° составляет 111,3 км. Результат округлите до целого числа. (Для расчёта используйте калькулятор.) Ответ запишите в километрах».
Задания для 9 класса
- «Какую карту Европы необходимо взять, чтобы определить глубины вод Северного моря?
1) физическую,
2) экономическую,
3) политическую,
4) природных зон».
- Карты, какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить территорию Омской области?
1) Поволжья,
2) Западной Сибири,
3) Восточной Сибири,
4) Европейского Юга».
3. «Бартоломеу Диаш и открытие мыса Доброй Надежды».
Известный европейский мореплаватель Бартоломеу Диаш в августе 1487 г. по приказу короля Жуана II возглавил экспедицию, которая была снаряжена в поисках морского пути в Индию. Флотилия под командованием Бартоломеу Диаша из столицы страны – Лиссабона – направилась вдоль побережья Африки к Южному тропику. За Южным тропиком Б. Диаш открыл пустынный, слабо расчленённый берег. Мореплаватели будто попали в другой мир: голые берега, часто окутанные туманами; тусклые краски. Суда далее продвигались на юг вдоль пустынного берега. В январе 1488 г., в разгар лета в Южном полушарии, после двухнедельных бурь корабли Б. Диаша изменили курс на восточный. Несколько дней суда шли в этом направлении, но берега не было видно. В начале февраля они приплыли в залив Моссель. Берег уходил на запад и восток. Б. Диаш предположил, что обогнул Южную Африку, корабли свернули на восток и дошли до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Диаш был первым европейцем, обогнувшим Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Но, по требованию измученных трудностями длительного плавания матросов, Б. Диаш был вынужден отправиться в обратный путь.
Определите, из какой страны началась экспедиция, описанная в тексте.
Кто из мореплавателей эпохи Великих географических открытий в 1497 –1499 гг. после плавания Бартоломеу Диаша возглавил экспедицию, которая первая в истории прошла морским путём из Европы в Индию?
- «Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте цифрой 1?».
6. «Определите, столица, какой республики в составе РФ имеет географические координаты 56° с.ш. 49° в.д.». Данное задание выполняется с помощью атласа, которым разрешается пользоваться на экзамене.
7. «Сомалийское течение – единственное холодное течение в Мировом океане, направленное от экватора к Северному тропику. Сомалийское течение возникает из-за того, что летний юго-западный ветер отгоняет поверхностные воды от побережья полуострова Сомали, создавая условия для подъёма глубинных холодных вод на поверхность. Достигнув поверхности океана, холодные воды образуют поток шириной до 150–200 км, устремляющийся в тёплое Аравийское море. Температура воды в Сомалийском течении в среднем составляет 21–25 °С, но может понижаться до 13 °С. Зимой северо-восточный ветер начинает переносить воды в обратном направлении, при этом подъём холодных глубинных вод в этот период года практически прекращается.
В каком океане возникает течение, о котором говорится в тексте?».
8. «Поднимаясь от Чёрного моря вверх по склонам Кавказских гор, можно увидеть, как изменяется растительность. Леса, покрывающие склоны гор, с высотой постепенно редеют и разбиваются на отдельные рощицы. Потом кое-где останутся отдельные деревья. На смену деревьям приходят кустарники, которые выше сменяются луговыми травами – альпийскими лугами. Ещё выше место трав займёт мох, а по каменным глыбам и осыпям яркими пятнами раскинутся лишайники. Почва всё более оголяется, всё чаще попадаются россыпи щебня, каменные глыбы. Вершины покрывают вечные снега и ледники. Крымские горы, которые также выходят к побережью Чёрного моря, в отличие от Кавказских гор, не имеют снежных шапок и ледников на вершинах.
В каком географическом районе России расположены Кавказские горы, о которых идёт речь в тексте?».
9. Учащимся могут быть предложены задания на определение по карте расстояний на местности по прямой, определение по карте направлений от какого-либо предмета. Отдельно рассматриваются профили рельефа местности, построенные на основе карты, но об этом мы поговорим отдельно.
Задания для 11 класса
- «Какая стрелка на фрагменте карты мира соответствует направлению на север?».
- «Какая из точек, обозначенных буквами на карте Европы, имеет географические координаты 42° с.ш. 2° в.д.?».
- «Город Имамшерх имеет географические координаты 36° 25′ с.ш. 55° 01′ в.д. Определите, на территории какого государства находится этот город». Это задание выполняется с помощью карты приложенной к КИМам.
4. «Установите соответствие между горной системой и обозначением на карте мира горной вершины, находящейся в пределах этой горной системы. К каждой горной системе подберите соответствующую цифру».
А) Кордильеры
Б) Альпы
В) Большой Водораздельный хребет
- «Установите соответствие между горной системой и обозначением на карте России горной вершины, находящейся в пределах этой горной системы. К каждой горной системе подберите соответствующую цифру».
А) Сихотэ-Алинь
Б) Западный Саян
В) Верхоянский хребет
Хочу обратить ваше внимание, что многие задания предполагают, знание номенклатуры географических объектов, о которой мы говори ранее. Поэтому, если вы перешли в 9 класс или окончили его и стоите перед выбором, какие предметы сдавать в дальнейшем. То, выбрав географию, начните изучать номенклатуру географических объектов. Я же готов оказать вам посильную помощь.