Источники географической информации. Практика

Сегодня я предлагаю продолжить начатую ранее практику. Но связать её с темой – источники географической информации. В теории, география обладает специальными методами исследования. Некоторые из них известны с глубокой древности, некоторые появились совсем недавно. Их не много – это описательный метод, картографический метод и  аэрокосмические методы исследования.

Что касается источников географических знаний, то долгое время человек собирал сведения о Земле, путешествуя по ней. В странствиях проводили свою жизнь купцы, моряки и солдаты. Они привозили рассказы о далёких, никому не известных странах. И пусть эти рассказы не всегда были правдивы и точны, но в те времена они были единственным источником знаний.

С XVIII века началось время научных экспедиций. Учёные-географы не просто привозили из своих поездок рассказы о приключениях. Результатами экспедиций стали: измерения, сделанные с помощью специальных приборов; точные карты, выполненные с соблюдением всех правил; научные описания. Но, как и прежде, опасностей и приключений на долю участников экспедиций выпадало немало.

В последнее время появилось много новых источников географической информации. Например, изображения нашей планеты, сделанные из космоса. Это может показаться странным, но с большой высоты многое на поверхности нашей планеты видно лучше.

Вот и все, что касается теории. Зато практический пласт этого раздела географии безграничен. В этом можно убедиться, обратившись к заданиям вносимым на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Так, например, в 6 классе есть такие задания

     1. «С каким из указанных на карте материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот материк на карте».

Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного выше материка.

  1. «На каком берегу реки Быстрой находится церковь? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.

В каком направлении от церкви расположен мост?».

В 7 класс количество заданий возрастет и они слегка усложняются

  1. «На карте мира изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.

Маршрут экспедиции кого из путешественников изображён на карте?».

Подпишите на карте название материка, по которому проходил маршрут экспедиции.

  1. «Прочитайте текст, составленный по запискам путешественников, исследователей и туристов, посещавших объект, на территории которого расположена точка 1.

 Это озеро привлекает туристов и любителей путешествовать, ведь оно, несмотря на то, что давно уже открыто человеком, сохранило свою первозданную красоту и чистоту воды. Буйный и неспокойный нрав озера проявляется во время штормов, которые не дают ему замёрзнуть в морозные зимы. Это самое крупное озеро в системе Великих озёр. Первые французские переселенцы называли его Самое высокое озеро. В нём водятся ценные виды рыб: осётр, корюшка, лосось, форель, сазан, сиг, пресноводная сельдь, судак. Смешанные леса, произрастающие на побережье озера, отличаются многообразием видов хвойных и лиственных деревьев. Здесь можно увидеть также около шестидесяти видов орхидей.

 Запишите название этого географического объекта».

  1. «В приведённом ниже списке перечислены крупные географические объекты. Выберите из представленного ниже списка названия географических объектов, расположенных на территории одного из материков: Евразия, Африка, и заполните схему. Впишите в схему название материка, типы и названия выбранных Вами географических объектов.

 Гималаи, Маракайбо, Анды, Дарлинг, Калахари, Замбези, Янцзы, Виктория, Карибское, Амур, Онежское, Аппалачи».

В 8 классе задания связаны со знанием географии нашей страны

  1. «На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение России. Выберите из приведённого списка названия этих объектов. Географические объекты: Восточно-Сибирское море, Японское море, Белое море, Анадырский залив, острова Новая Земля, Азовское море, Гыданский полуостров, полуостров Таймыр».
  1. «Точка N расположена на территории одного из указанных Вами географических объектов и имеет координаты 72° с.ш. 80° в.д. Поставьте на карте крайнюю южную точку России, которая расположена на одном меридиане с точкой N, и обозначьте её буквой K.

Определите и запишите координаты точки K.

Рассчитайте расстояние в километрах от точки N до точки K. Длина дуги меридиана в 1° составляет 111,3 км. Результат округлите до целого числа. (Для расчёта используйте калькулятор.) Ответ запишите в километрах».

Задания для 9 класса

  1. «Какую карту Европы необходимо взять, чтобы определить глубины вод Северного моря?

1) физическую,

2) экономическую,

3) политическую,

4) природных зон».

  1. Карты, какого географического района России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить территорию Омской области?

 1) Поволжья,

 2) Западной Сибири,

 3) Восточной Сибири,

 4) Европейского Юга».

     3. «Бартоломеу Диаш и открытие мыса Доброй Надежды».

Известный европейский мореплаватель Бартоломеу Диаш в августе 1487 г. по приказу короля Жуана II возглавил экспедицию, которая была снаряжена в поисках морского пути в Индию. Флотилия под командованием Бартоломеу Диаша из столицы страны – Лиссабона – направилась вдоль побережья Африки к Южному тропику. За Южным тропиком Б. Диаш открыл пустынный, слабо расчленённый берег. Мореплаватели будто попали в другой мир: голые берега, часто окутанные туманами; тусклые краски. Суда далее продвигались на юг вдоль пустынного берега. В январе 1488 г., в разгар лета в Южном полушарии, после двухнедельных бурь корабли Б. Диаша изменили курс на восточный. Несколько дней суда шли в этом направлении, но берега не было видно. В начале февраля они приплыли в залив Моссель. Берег уходил на запад и восток. Б. Диаш предположил, что обогнул Южную Африку, корабли свернули на восток и дошли до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Диаш был первым европейцем, обогнувшим Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Но, по требованию измученных трудностями длительного плавания матросов, Б. Диаш был вынужден отправиться в обратный путь.

Определите, из какой страны началась экспедиция, описанная в тексте.

Кто из мореплавателей эпохи Великих географических открытий в 1497 –1499 гг. после плавания Бартоломеу Диаша возглавил экспедицию, которая первая в истории прошла морским путём из Европы в Индию?

  1. «Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте цифрой 1?».

      6. «Определите, столица, какой республики в составе РФ имеет географические координаты 56° с.ш. 49° в.д.». Данное задание выполняется с помощью атласа, которым разрешается пользоваться на экзамене.

      7. «Сомалийское течение – единственное холодное течение в Мировом океане, направленное от экватора к Северному тропику. Сомалийское течение возникает из-за того, что летний юго-западный ветер отгоняет поверхностные воды от побережья полуострова Сомали, создавая условия для подъёма глубинных холодных вод на поверхность. Достигнув поверхности океана, холодные воды образуют поток шириной до 150–200 км, устремляющийся в тёплое Аравийское море. Температура воды в Сомалийском течении в среднем составляет 21–25 °С, но может понижаться до 13 °С. Зимой северо-восточный ветер начинает переносить воды в обратном направлении, при этом подъём холодных глубинных вод в этот период года практически прекращается.

В каком океане возникает течение, о котором говорится в тексте?».

      8. «Поднимаясь от Чёрного моря вверх по склонам Кавказских гор, можно увидеть, как изменяется растительность. Леса, покрывающие склоны гор, с высотой постепенно редеют и разбиваются на отдельные рощицы. Потом кое-где останутся отдельные деревья. На смену деревьям приходят кустарники, которые выше сменяются луговыми травами – альпийскими лугами. Ещё выше место трав займёт мох, а по каменным глыбам и осыпям яркими пятнами раскинутся лишайники. Почва всё более оголяется, всё чаще попадаются россыпи щебня, каменные глыбы. Вершины покрывают вечные снега и ледники. Крымские горы, которые также выходят к побережью Чёрного моря, в отличие от Кавказских гор, не имеют снежных шапок и ледников на вершинах.

В каком географическом районе России расположены Кавказские горы, о которых идёт речь в тексте?».

       9. Учащимся могут быть предложены задания на определение по карте расстояний на местности по прямой,  определение по карте направлений от какого-либо предмета. Отдельно рассматриваются профили рельефа местности, построенные на основе карты, но об этом мы поговорим отдельно.

Задания для 11 класса

  1. «Какая стрелка на фрагменте карты мира  соответствует направлению на север?».
  1. «Какая из точек, обозначенных буквами на карте Европы, имеет географические координаты 42° с.ш. 2° в.д.?».
  1. «Город Имамшерх имеет географические координаты 36° 25′ с.ш. 55° 01′ в.д. Определите, на территории какого государства находится этот город». Это задание выполняется с помощью карты приложенной к КИМам.

      4. «Установите соответствие между горной системой и обозначением на карте мира горной вершины, находящейся в пределах этой горной системы. К каждой горной системе подберите соответствующую цифру».

А) Кордильеры

Б) Альпы

В) Большой Водораздельный хребет

  1. «Установите соответствие между горной системой и обозначением на карте России горной вершины, находящейся в пределах этой горной системы. К каждой горной системе подберите соответствующую цифру».

А) Сихотэ-Алинь

Б) Западный Саян

В) Верхоянский хребет

       Хочу обратить ваше внимание, что многие задания предполагают, знание номенклатуры географических объектов, о которой мы говори ранее. Поэтому, если вы перешли в 9 класс или окончили его и стоите перед выбором, какие предметы сдавать в дальнейшем. То, выбрав географию, начните изучать номенклатуру географических объектов. Я же готов оказать вам посильную помощь.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top