Номенклатура – основа географических знаний

Продолжая рассказы о подготовке к ЕГЭ по географии нужно остановиться на таком понятии, как номенклатура. Что это такое? Это список объектов физической географии. Для того чтобы его изучить к началу экзамена необходим адекватный список. Что значит адекватный? Во-первых, это объекты, которые даются в тренировочных заданиях, во-вторых, те объекты, которые, так или иначе, встречались в заданиях, и собранные моими коллегами, начиная с 2010 года.

Поэтому не переживайте, я предлагаю Вам два варианта номенклатуры различных онлайн-школ.

Следующий момент,

на котором хочу заострить внимание – как учить номенклатуру. Многие, честно говоря, стебутся, над географией в школе, говоря: «Ой, географичка, опять задавала контурные карты рисовать».

Но на самом деле, чтобы выучить эффективно номенклатуру, её действительно надо отрисовать, надо позаполнять контурные карты. Это очень важно! Потому, что это Ваше визуальное восприятие.

Нельзя выучить что-то, что находится в пространстве, не привязываясь к карте. География это пространство и мы должны понимать расположение объектов в пространстве. Поэтому, к сожалению или к счастью, но контурные карты рисовать нужно.

При этом я советую брать в основу контурной карты те, которые выдаются на экзамене вместе с КИМами.

страны мира
субъекты РФ

Вот такие две карты.

Это карты политико-административные. На них ничего нет кроме названия стран и субъектов Российской Федерации. Использовать их в качестве подложки намного эффективнее, чем пользоваться другими контурными картами из интернета либо из атласов.

Почему? Потому, что у большинства из нас очень развита визуальная память и если вы рисуете объекты номенклатуры на такой карте, вы визуально запоминаете  и можете сориентироваться на экзамене, у вас все всплывёт в голове и вам будет проще. Эта штука действительно работает, многие, таким образом, готовятся к ЕГЭ.

Второй совет по контурным картам – определиться с их числом. Очень многие рисуют либо миллион карт, либо одну. Здесь все индивидуально, но желательно компоновать объекты. Например, отмечать рельеф и объекты гидрографии или рельеф с прорисовкой эпох горообразования (байкальской, каледонской, герцинской, мезозойской и кайнозойской).

Конечно, эпохи горообразования не так часто встречается на ЕГЭ, но бывает, мелькают в текстовых заданиях. Например, вы можете встретить: «…Укажите эпоху горообразования Крымских гор…».

Поэтому советую обрисовать контуры эпох горообразования, а сверху подписать горные системы. Например, сначала Вы обрисовываете Кайнозойскую складчатость, а затем сверху пишите: Альпы, Карпаты, Крымские горы, Кавказ, Гималаи, и таким образом вы видите на карте в какую эпоху горообразования, какие горы образовывались.

Это будет намного проще для запоминания. Я рекомендую, пока у вас есть время, это сделать.

Следующий совет,

который важен для заданий части «C» – это работа с океаническими течениями. Посвятите океаническим течениям отдельную карту.

Океанические течения это один из факторов климатообразования. Они влияют на климат той или иной территория. Течения бывают двух видов: тёплые или холодные. Нарисуйте карту, где вы отдельно прорисуете все океанические течения обязательно цветом. Например, течение Гольфстрим, дальше вы рисуете Северо-Атлантическое течение, которое затем переходит в Норвежское. Тут предлагаю работать по ячейкам. Что значит ячейка? Северная Атлантика – это одна ячейка. Тут Северное пассатное переходит в Гольфстрим, Северо-Атлантическое и замыкается эта ячейка холодным Канарским течением. Такая же ячейка получится в Индийском океане, в южной части Тихого океана, в северной части Тихого океана.

Удачный кейс – настенные карты.

Необходимо понимать, что номенклатура встретиться не только в первой части, она понадобится вам для выполнения заданий части «С».

Поэтому обязательно работаем с атласом и постоянно повторяем вообще всю номенклатуру. Надо просто регулярно повторять: буквально 10 минут перед сном, 2-3 раза в неделю устраивать опрос. Попросите родителей или одноклассников поспрашивать: «Покажи Гималаи, покажи Анды, покажи Кордильеры и т.п.». Пусть они не знают, но главное чтобы вы тренировались и как можно лучше это всё запомнили.

Можно приготовить карточки для запоминания, где с одной стороны написан географический объект, а на обороте нарисовано его расположение на карте. Очень удобно, можно где-то в дороге, где-то на перемене смотреть запоминать и, соответственно, учить.

Ещё один момент по картам дабы не загромождать их. Рекомендую разделить объекты номенклатуры и мировые отрисовывать на мировой карте, а объекты России на карте России.

Где встречается номенклатура?

Это 4 задание, которое только на номенклатуру. Например, “Расположите перечисленные заливы с севера на юг в том порядке, в котором они расположены на карте мире, начиная с самого северного. Ботнический, Карпентария, Персидский”.

Часто встречается в задании номер 2. Хотя это задание напрямую не связано с номенклатурой, в нем часто идут вопросы не только на влажность или на высоты, но там появляется такой тип как: «Расставьте моря по солёности». И если вы не знаете, где находится море Фиджи, например, вы не решите это задание.

Помимо прочего номенклатура встречается в заданиях 29 и 30. А это уже задание «C» части, это двухбалльные задания. Поэтому здесь не знать номенклатуру равно не  решить задания. Попробую на примерах показать, где используется номенклатура в этих заданиях, немножко порешаем задания, в которых нужно знать объекты номенклатуры.

«Задание 29. Почему на полуострове Малакка в течение всего года практически не наблюдаются заметные колебания температуры воздуха и количества атмосферных осадков».

Это задание из сборника Барабанова В.В., главного составителя ЕГЭ по географии.

Сразу становится понятно, что, не зная, где расположен полуостров Малакка, где его искать, невозможно что-либо писать в ответ, потому что нет никаких наводящих моментов, здесь ничего больше нет!

Температура не колеблется, осадков выпадает значительное количество – это описание экваториального климатического пояса, но это не решается без знания, где расположен полуостров Малакка.

Ещё одно задание, очень номенклатурное.

Давайте на него взглянем: «Объясните, почему в Мозамбике, расположенном на юго-восточном побережье Африки, осадков выпадает больше, чем в Намибии, лежащей на юго-западном побережье Африки. Укажите две причины».

Здесь необходимы знания климатообразующих факторов, но мы понимаем, что без опоры на знание океанических течений, барьерной роли Драконовых гор это задание не решить.

Есть ещё примеры заданий на номенклатуру.

«Объясните, почему в Аппалачах высотных поясов меньше, чем на Килиманджаро». Возможно кто-то не знает, что Килиманджаро – это высшая точка Африки или где находятся Аппалачи. Как отвечать на это задание

Вывод: для ЕГЭ крайне важна номенклатура.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top