Она нас кормит, она делает нашу планету обитаемой, но мы её называем просто – грязь

На ОГЭ или ЕГЭ по географии можно встретить вопросы так или иначе связанные с почвой или почвообразованием. Например,

1). Расположите перечисленные ниже регионы России по степени увеличения естественного плодородия почв на их территории, начиная с региона, почвы которого наименее плодородны.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) Республика Карелия

2) Воронежская область

3) Магаданская область

 

2). В каком из перечисленных регионов России почвы наиболее плодородны?

1) Вологодская область

2) Республика Коми

3) Краснодарский край

4) Мурманская область

 

3). Южная часть Омской области находится в природной зоне степей с чернозёмными почвами, а северная – в природной зоне тайги с подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами. Объясните, почему почвы в северной части области содержат значительно меньше гумуса, чем почвы в южной части её территории. Укажите две причины.

Продолжая ранее начатую подготовку к экзаменам, я решил «на пальцах» рассказать о почве.

Почвой называют плодородный слой земли. Возникает вопрос: что же такое плодородие? Это способность почв обеспечивать растение питательным веществами, воздухом и водой. Плодородие, которое есть в почве, обеспечивается гумусом (перегноем). Гумус это важная часть почвы, созданная живыми существами и чем больше гумуса в почве, тем она плодородней.

Процесс образования почв очень долгий. Для того чтобы сформировался 1 см почвы в средней полосе России потребуется не менее 100 лет, а если почвенный слой образуется в суровых условиях тундры, то вообще больше 500 лет.

Всё начинается с разрушения горных пород. Огромные глыбы раскалываются до состояния щебня, потом дресвы, песка или ила, а он уже превращается в мелкую пылинку. Именно такие пылинки мы видим солнечным днём пролетающими в нашей комнате.

Различные живые организмы с удовольствием начинают кушать эти маленькие пылиночки, получая из них минеральные вещества. А их продукты жизнедеятельности увеличивают количество питательных веществ для растений, других микроорганизмов и насекомых. Круг замыкается. Представьте, какое огромное количество процессов живой и неживой природы задействовано для создания почв, поэтому почвы относят к биокосному веществу возникающего на стыке живого и неживого.

Если мы с вами выкопаем яму, то

увидим, что там есть определённая логика в строении. Почвоведы называют такую яму – почвенным профилем, а слои – горизонтами. Все горизонты вне зависимости от типа почв имеют общие названия.

Самым верхним слоем считается А0. Это лесная подстилка, трава или дёрн. Этот слой не почва, поскольку он состоит из разложившегося опада листьев и травы, но сильно влияет на плодородие.

Спускаемся ниже. Там нас ждёт горизонт А1. Если бы я был бы дубом или ромашкой, то при этих словах облизнулся, так как именно в этом горизонте формируется гумус. Здесь происходит накопление остатков растений и животных, в нём происходит процесс преобразования их в гумус. Этот слой тёмный насыщенный.

Но чем глубже мы будем опускаться, тем светлее будет становиться горизонт, поскольку гумуса становится всё меньше. За горизонтом А1 идёт горизонт А2. Его называют горизонтом вымывания или выноса. Ведь все органические вещества вымываются из него и остаются лишь самые устойчивые труднорастворимые минералы. Этот горизонт легко можно узнать по смене тёмного окраса на более светлый. Он беден питательным веществами. Почвы, в которых эти горизонты сильно развиты, обладают, как правило, низким плодородием.

Углубляемся еще. Раз есть горизонт вымывания, логично представить, что есть горизонт вмывания. Ведь, если вещества откуда-то уходят, то они должны куда-то приходить, и переходят они в горизонт В. Он так и называется – горизонт вмывания. Он отличается от всех остальных слоёв высокой плотностью, при этом обогащён частицами, выносимыми из вышележащих горизонтов. Окраска его различна и зависит от типа почв, но в любом случае будет ярче, чем у вышележащего слоя.

И мы докопались до самого нижнего слоя C. Его называют материнским. Это то, на чём или из чего образовалась почва. Почва может расти как вниз при разрушении подстилающих пород, так и вверх при накоплении слоя осадков или отмерших растений. В этом слое практически нет органических веществ.

Говоря о почвах, конечно же, нельзя обойти нашего российского учёного Василия Васильевича Докучаева который предположил, что почва не просто верхний слой литосферы, а сложный комплекс. Именно ему принадлежит крылатая фраза «почва – это зеркало ландшафта». С этим сложно не согласиться, ведь на формирование почв влияет множество факторов: тип растительности (будут это хвойные леса, травяные луга или может быть кустарнички), количества влаги, геологическое строение, материнская порода и ещё огромного множества факторов живой и неживой природы. Но самым важным фактором был и остаётся климат. Ведь недаром Василий Васильевич выделил широтную зональность на примере почв.

Накопление гумуса зависит от соотношения тепла и влаги, то есть от коэффициента увлажнения. Чем ближе он к единице, тем благоприятнее условия для формирования плодородных почв.

Если мы посмотрим на почвенную карту России, то

увидим, что на самом севере расположены арктические и тундровые почвы. Из-за очень низкого уровня испарения они сильно переувлажнены.

Тундра край суровый, лето тут непродолжительное, вдобавок на большей части России  это вечная мерзлота. В общем не стоит тут ждать высокого плодородия от почв. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке расположились мерзлотно-таёжные почвы. У них светлая окраска гумуса и повышенное содержание железа. а не формируются преимущественно под лиственничной тайгой с надпочвенным покровом из кустарников.

Рекордсменами по занимающей площади являются подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Само слово «подзол» говорит о том, что они похожи цветом на золу. Формируются такие почвы под лесами в области избыточного увлажнения. Часть влаги попадающая на поверхность почвы просачивается сквозь почвенный слой и уносит с собой всё то, что могло бы раствориться в грунтовой воде. Вода как бы промывает почву. Растворяются не только минеральные вещества, но и органические соединения. Эти почвы опять-таки бедны гумусом и малоплодородны.

Идём южнее. Здесь нас встретят серые лесные почвы. Они формируются под растительностью смешанных и широколиственных лесов, которые ежегодно сбрасывают листья. Условия для образования гумуса очень хорошие. Но опять-таки много влаги, из-за чего органические вещества вымываются, хотя и не так активно, как в более северных регионах.

А вот и рекордсмены по плодородию – чернозёмы. Они формируются в лесостепной, степной и северной части степных зон. Здесь выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности. Значит никакого вымывания! Степная растительность даёт большое количество органических веществ.

Каштановые и бурые полупустынные почвы. При движении к югу климат становится всё суше и теплее. В почву попадает меньше растительных остатков, ведь растительности не очень нравится засуха. Гумуса в почвах накапливается значительно меньше.

Получается интересная закономерность. Чернозёмы – это самая плодородная почва и чем дальше мы от них (хоть на север, хоть на юг), тем меньше плодородия.

А теперь задание на закрепление.

В каких двух из перечисленных регионов России собирается наибольшее количество зерна пшеницы? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Костромская область

2) Красноярский край

3) Краснодарский край

4) Вологодская область

5) Ростовская область

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top