Как получить пятёрку на ОГЭ по истории?

Если хочешь узнать это, обязательно дочитай до конца. Я постараюсь объяснить на пальцах всё самое важное, чтобы сдать этот непростой экзамен.

Самый первый шаг – это узнать, что такое ОГЭ.

На самом деле без этого никуда. К сожалению, я часто сталкиваюсь с таким явлением, что некоторые ученики начинают смотреть варианты ОГЭ только за пару недель до экзамена. Это сложно и не правильно.

Во-первых, потому что уже не успеете погрузиться в формат ОГЭ. Не успеете понять его специфику. Не успеете научиться решать все задания.

Во-вторых, это добавит лишнего стресса. Так как перед экзаменом лучше повторять материал, а не знакомиться с форматом экзамена.

Сегодня у тебя ещё много времени. Впереди у тебя долгое лето и ты можешь хорошенько познакомиться и изучить сам экзамен. Его структуру. Ведь там, например, есть задания направленные на знание дат. Даты это обязательно, без дат истории просто не будет. Она перестанет существовать. Даты спрашиваются в разных формах: либо нужно сопоставить события и даты, либо расположить даты в правильной хронологической последовательности, иногда нужно вставить пропущенную дату в текст и так далее. Это самое базовое, самое основное с чего надо начинать.

Дальше – это термины. История похожа на иностранный язык. Термины – это слова, которые обозначают что-то несуществующее сегодня, или слова, которые обозначают то, что существует сейчас, сегодня. Например, термины: бояре, дворяне, полюдье, опричнина и так далее. Их надо знать. На ОГЭ есть прямые задания на определение термина или часто в заданиях упоминаются какие-либо термины. И если ты не понимаешь их смысл, то ты просто не поймёшь, о чём текст или вопрос. Так что обязательно занимайся и учи термины.

Третье – причины и последствия. Важно понимать, что вся история взаимосвязана. Одно событие всегда приводит к другому, является причиной и последствием чего-нибудь. Поэтому обязательно нужно учить всё в связке. На ОГЭ есть прямые задания, где спрашивают причину какого-то события. Когда нужно прямо объяснить, как это событие привело к другому. Бывает, что нужно выбрать причины из предложенного списка последствий. Поэтому это тоже нужно знать.

Следующее: карты, памятники культуры и всемирная история. Это три самых крупных и, я бы сказал, противных блока информации. Почему? Потому что это действительно очень объёмный материал, но баллов он приносит не так много. С одной стороны за задания по картам, за культуру и за всемирку можно получить 8-9 баллов. Вроде не так много, как 37 максимальных. Но с другой стороны без этих заданий ты теряешь уже весомое количество баллов.

Карты нужно обязательно учить. Всегда, когда проходишь любой историческое событие, например, какая-нибудь война, то обязательно надо разобрать её карту сражений.

С памятниками культуры то же самое. Прошли исторический период, посмотрели как развивалась культура в это время. Про это нельзя забывать.

Всемирная история это отдельная тема. Она развивалась вообще по-другому, другим путем. Но она также встречается на экзамене в отдельных заданиях. Её тоже нужно знать, но в определенном объёме. Здесь могу отметить, что всемирную историю  учить, конечно, нужно меньше, чем историю России. По всемирке встречаются только самые основные события, без какого-то глубокого анализа. Нужно просто знать – что произошло, кто в этом участвовал и в чём суть этого события. Вот и всё!

И последнее – анализ текста. История это всё один большой анализ текста. Откуда же берутся исторические знания? Находятся различные исторические документы, анализируются, пишутся новые тексты и так далее. Поэтому обязательно нужно уметь читать исторический текст и разбираться в нём. Всё это не просто.

Но как бы много разных пунктов и разных заданий не ждало тебя впереди, уверяю что с этим можно разобраться. И я готов помочь: разобраться в специфике заданий, попрактиковаться в заданиях по пройденным темам, проверю ответы и вместе мы закрепим материал на практике.

Если же ты решил готовиться самостоятельно

Я тебе советую для начала посмотреть демоверсию. Это собственно вариант ОГЭ, который сделали создатели экзамена. Посмотри, как выглядят задания, какие бывают формулировки и так далее. Прямо сейчас переходи на сайт ФИПИ. Ему можно на 100% доверять, так как именно он разрабатывает задания для ОГЭ.

Следующий важный вопрос:  что нужно знать для ОГЭ. Мы обозначили: даты, карты, всемирка, демоверсия. Но по каким темам могут быть вопросы?

На ОГЭ вся история России ограничивается периодом с 862 и 1914 годы. То есть это до начала XX века и весь сложный, насыщенный XX век учить не нужно. Это уже повод порадоваться! Конечно, хочется знать более подробный, более узкий список тем, встречающихся на экзамене. В этом тебе поможет кодификатор – это основной документ, в котором перечислены все-все-все-все темы по истории. Кодификатор и демоверсия лежат на одной странице сайта ФИПИ.

Кодификатор – это хорошая штука, которая поможет понять, сколько всего нужно выучить. Но полностью опираться только на него недостаточно. Например, в кодификаторе вообще не упоминается Павел I или Александр III . Такая вот печальная странность.  В нем упоминаются великие реформы Александра II, а какие конкретно были реформы не прописано. Поэтому кодификатор не отвечает на все вопросы. Нужно ещё доработать глубже самостоятельно или приходить ко мне.

Что нужно, чтобы просто сдать экзамен.  

Во-первых, надо знать даты правления всех князей, царей и императоров. Всех правителей в истории России. Обязательно нужно выучить порядок правителей. Уметь распределять их по порядку и сопоставлять события того или иного периода.

Следующий важный пункт – вы всегда должен понимать какое событие при каком правителе произошло. Какая политика, какие реформы, какие войны. Это прямо база. Например, Куликовская битва – это Дмитрий Донской, опричнина – это Иван Грозный, Северная война – это Пётр I, отмена крепостного права – это Александр III.

Я привел самый очевидные, самые известные примеры. Конечно надо знать больше.

Дальше, как я уже отмечал, нужно знать основные термины, понимать их. Опричнина, Земский собор, Смутное время. Термины это язык истории.

И последнее, для троечки нужно уметь решать задания формата ОГЭ. Не забывай об этом. Если ты будешь готовиться самостоятельно к экзамену, пожалуйста, помни про баланс теории и практики. Ни в коем случае не учи только теорию и не забивай на практику. И наоборот, не только решай вариант за вариантом, но и что-то учи.

Тройки на ОГЭ Тебе вряд ли достаточно

Наверное, ты хочешь получить что-то побольше. Поэтому давай поговорим о том, как получить пятёрку. По ссылке ты можешь получить очень ценный и очень полезный чек-лист отличника по истории. Если ты сможешь его заполнить, я думаю, что пятёрка по истории у тебя в кармане.

Конечно, когда очень хочется получить пятёрку, то очень страшно где-то ошибиться. На чём можно потерять баллы на экзамене.

Самый важный момент, на котором теряются баллы – это неверная подготовка. Если вы не дочитали до сюда, если вы не посмотрели демоверсию, кодификатор ОГЭ, то вы легко можете начинать готовиться к чему-то другому. Приведу яркий и очень хороший пример. На ОГЭ по истории есть всемирная история, есть задание по всемирке. Там нужно знать самый минимум. Но некоторые ребята этого не понимают, они тратят огромное количество сил и энергии, месяцы своего времени на то, чтобы выучить события всей мировой истории. Это просто невозможно, потому, что мир существует очень долго, история развивается очень активно и выучить всё нереально. Для ОГЭ нужно знать самый минимум.

На чем еще можно ещё потерять баллы? Отсутствие единой картины, единого представления об истории. Это очень печальная вещь. Очень часто бывает так, что ребята обладают отрывочными знаниями, и кто-то может считать, что Смутное время было в XIX веке, а кто-то будет уверен, что полюдье ввёл Иван Грозный и так далее. Это совершенно нормально, это естественные, ожидаемые ошибки, которые появляются от того, что не было изучено всё. Не была изучена вся история, не была составлена единая картина.

В первую очередь я вам очень советую разобраться, как устроена история. В какой период истории были князья, в какой период были цари, в какой императоры? Сколько в истории России было правителей с именем Иван? И так далее и так далее.

Конечно, можно потерять баллы на редких картах и на редких событиях. Это, кстати, иногда и происходит. Вот один из очень грустных случаев, когда на ОГЭ неожиданно дали битву на реке Каял. Эта битва описывается в «Слове о полку Игореве» и она произошла между князем Игорем Новгород-Северским и половцами. Это очень неожиданно. Ни в одном учебнике по истории её толком-то и нет, она в литературе больше описывается. Но она попалась и это, конечно, подвело многих ребят. Такое иногда бывает. Вопросы экономики часто могут привести к потере баллов. Её никто не любит и никто не учит, это тоже очень-очень частая проблема. Многие ребята ограничивают себя сферой политики, многие учат только реформы, основные войны и конфликты. Но не смотрят на развитие экономики, не смотрят на развитие культуры, социальной сферы. Забывают про различные восстания и так далее.

Запомните – история это очень комплексная наука и в ней надо всё знать. Экономика встречается на ОГЭ не меньше, чем реформы. Поэтому надо обязательно понимать черты развития экономики в каждый исторический период. Надо знать различные экономические преобразования правителей России. Это важно. На ОГЭ-2023 мы заметили, что заданий по экономике стали давать больше. Это было сложно для учеников, которые считали, что это редко выпадает, и они не будут тратить на это свои силы. В этом году попалось, было очень обидно конечно.

Неверное оформление бланков ответов тоже неприятная штука. Вроде бы ты молодец, вроде бы ты всё знаешь, но вот неправильно написал ответ, написал вместо трёх пунктов два, не обратил на что-то внимание и всё – бал потерян. Чтобы этого не происходило нужно внимательно читать условия заданий, перепроверять свои работы. Всё это нарабатывается в течение учебного года.

Как не выгореть от подготовки?

Вы поняли, что надо познакомиться с форматом ОГЭ, надо выучить очень много материала, надо много практиковаться, надо обращать внимание на всякие тонкости и подводные камни. Но как при этом не устать? На самом деле, это проблема каждого девятиклассника. Я сейчас хочу искренне поддержать всех кто читает эту статью, потому что уверен, что тебе сейчас не супер. Девятый класс это время нелёгкое. Очень много давления, очень много стресса. Нужно сдать четыре экзамена! Конечно, это страшно, многие вообще никогда ещё не экзаменах не были. Не были в похожем формате, не понимают, как оно вообще всё будет происходить. Насколько всё серьёзно, насколько всё страшно и так далее.

Поэтому очень хочется, чтобы вы, во-первых, немножко выдохнули и поняли, что это не ужасно. С этим справляется множество людей и вы тоже справитесь. Во-вторых, у вас есть Вы. Вы – очень сильные, очень умные, очень ответственные! Я уверен, что у вас всё получится. В-третьих, у вас есть я. Я всегда буду рад помочь, если вы будете готовы принять помощь. Если вам станет интересно, вы всегда сможете ко мне присоединиться.

Какие советы я могу вам дать? Никогда не решайте сразу с первых дней весь вариант ОГЭ. Если вы только начинаете готовиться к экзамену, не надо решать весь вариант, это очень сильно демотивирует. Просто вы пока не можете решить всё, так как вы не знаете все темы. Получите низкий балл, расстроитесь и не захотите учить историю. Поэтому не трогаем весь вариант, решаем потихонечку: одно задание, два задания, понемножку повышаем нагрузку. Обязательно смотрите за своим состоянием. Начинайте с 30 минут истории в день. Потом потихонечку увеличивайте это время. Если сразу залезть в историю глубоко, с головой, заниматься по 3-4 часа в день, то можно очень быстро устать.

Не начинайте со сложных тем. Я знаю, что многие ребята почему-то начинают с ХХ века, с чего-то самого сложного. Они считают, что сначала необходимо выучить сложное, а потом уже будет время на лёгкое. В истории так не работает. Это не очень хороший подход. Историю лучше учить по хронологии, так, как она развивалась. Таким образом, события будут накладываться друг на друга, и вы всё будете запоминать лучше.

Приведу небольшую историю. Один ученик был очень ответственный, самостоятельный, осознанно много занимался, решал пробники каждый день. Постоянно всё, всё, всё делал, но в середине ученого года он сказал: «Я больше не могу учить историю, у меня больше нет сил». Он отдохнул. В итоге силы восстановились и он сдал ОГЭ на пятёрку. Но это очень опасная ситуация, так как перед экзаменом можно выгореть, можно потерять мотивацию, можно устать. Это приведёт к тому, что способности мозга будут снижены. Эмоциональная усталость приведет к тому, что снизится концентрация, возможность размышлять, будет не комфортно. Главное не застревайте в этом состоянии.

Будьте внимательны к себе в течение учебного года. Сколько бы у вас не было времени, у вас всё получится. Приходите за помощью, просите о помощи. Я вам обязательно всё объясню, всё подскажу, помогу решать любые задания.

Мне кажется, что мы с вами обсудили, как подготовиться к ОГЭ по истории. Посмотрели на то, что нужно делать. На то, что нужно учить и как это нужно учить.

Уверен, что у вас все получится!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top