ВЫБРАЛИ ИСТОРИЮ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Если ты хоть раз думал, что история это что-то огромное и необъёмное, поставь плюсик у себя в голове, потому что так думает каждый. История на самом деле является пугающим предметом и по статистике, тем, кто надумал сдавать историю, чаще всего говорят:

«Нет! Стой! Передумай!»

Скажу честно история настолько же сложная, как и любой другой предмет. Где-то нужно уметь решать задачи, а где-то нужно знать много дат, событий и фактов. Но для ОГЭ по истории тебе совсем не нужно знать всё! Всё, что вообще когда-либо происходило в этом мире. Нужно знать немало, но достаточно ограниченно.

В начале подготовки многие ребята совершают очень дорогую ошибку – не оценивают тот объём информации, который нужно выучить и который уже есть в голове. Довольно часто звучит вопрос:  можно ли выучить историю с нуля? Я не верю, что есть кто-то, чьи знания по историю на нуле.

Ведь вы либо живёте на улице Ленина, Гоголя, Пушкина, 50 лет Победы, либо на подобных улицах стоит ваша школа, живут ваши бабушка или дедушка, кто-нибудь из друзей. Вы просто ходите по улицам вашего города с историческими названиями, и вы хоть немножко знаете в честь кого или каких событий они  названы. Вы где-то, когда-то слышали о крещение Руси, о Куликовской битве, о реформах Петра I и Екатерины II, о Великой Октябрьской революции и так далее. История вокруг нас! Поэтому сразу отмечаю, что у тебя не нулевые знания. В этом я на 100% уверен.

С чего начать?

Для того, чтобы действительно эффективно подготовиться к ОГЭ по истории нужно начать с того, что определить, а какой у тебя уровень знаний на данном этапе. Начинаем с самых азов. Для этого нужно изучить кодификатор. Кодификатор это основной документ, в котором перечисляются все темы по истории, которые встретятся тебе на экзамене. Таким образом, ты  можешь познакомиться с тем, что тебя ждёт.

Будет круто, если ты проверишь свои знания, взяв карандаш и распечатав кодификатор, пробежишься по всему списку. Например, в Древней Руси – крещение Руси это я помню. Галочка! Раздробленность –  вообще ничего не знаю, ничего не помню, было давно. Зачеркиваем. Смутное время – хорошо знаю. Галочка. Реформы Петра – ничего не помню…. Таким образом, по кодификатору можно сразу сделать вывод насколько хорошо вы знаете историю на данном этапе и насколько глубоко её нужно учить.

После того, как мы разобрались с кодификатором и примерно составили представление, что вообще происходит в нашей голове по истории, нужно обязательно прорешать демоверсию. Она скачивается одновременно с кодификатором на сайте ФИПИ. Демоверсия это официальный вариант ОГЭ этого года, который выложен на сайт ФИПИ для того чтобы все желающие могли потренироваться.

Демоверсия это тот шаг, с которого нужно начать подготовку к ОГЭ по истории. С её помощью ты можешь посмотреть, как выглядят задания, какой уровень сложности вопросов и в целом немножечко себе представить, что вообще тебя ждёт.

После просмотра демоверсии нужно обязательно составить для себя план изучения всех необходимых тем. Что такое план? Ты обязательно должен знать когда, в каком месяце, в какой день ты пройдешь ту или иную тему. При этом необходимо успеть пройти всё, как минимум дважды. Почему нужно пройти историю дважды? Дело в том, что история это наука с очень большим количеством информации и наша память иногда может сыграть с нами злую шутку. Часто бывает такое, что ты проходишь тему где-нибудь осенью и в мае уже ничего по ней не помнишь. Поэтому обязательно нужно оставить себе время для того, чтобы хорошенько всё повторить.

Первый шаг

После того, как мы оценили масштабы истории, представили, что вообще нужно и можно сделать, надо начать. Очень часто ребята, которые готовятся к ОГЭ по истории, начинают не в той точке. У меня есть пример чудесного ученика, который очень сильно переживает. Это нормально. Но вместо того, чтобы просто, спокойно, размеренно учиться, он бежит вперёд. Он очень много учит, он очень много читает дополнительной информации и если сегодня, например, я рассказываю тему Петра, то он уже где-то в XIX веке. Это очень сложно. Приходится раз в месяц, а то и чаще, проводить разговоры о том, как вообще бороться с выгоранием, как не уставать, как находить силы. Потому, что совершенно не нужно браться преждевременно за сложные темы. В этом корень всех проблем. Если вы не знаете базовую историю и побежите сразу изучать всё самое сложное, вообще начнёте изучать историю в обратном порядке, с ХХ века к древности, то конечно же мозг взорвётся. Если вы не помните основные события каждого века, вам нельзя начинать со сложных тем.

Чтобы проверить себя, задаю вам несколько вопросов. Если вы уверено на них отвечаете у вас всё хорошо. И так. Сколько в истории было правителей по имени Иван? Сколько в истории было правители с именем Пётр? И наконец, в каком году крестили Русь? Если ты верно ответил на все три вопроса, значит базовые знания по истории у тебя, скорее всего, есть. Можешь начинать серьёзную подготовку. Если для тебя это было сложно, тогда обязательно нужно начать с создания прочной базы исторических знаний. Ответы на вопросы смотри в конце публикации.

Тем, кто только начинают готовиться к ОГЭ по истории, я советую начать с того, чтобы прочитать любой исторический учебник, как художественную книжку. Например, очень хорошо для этого подходит учебник А.С. Орлова, В.А. Георгиева, т.к. он достаточно краткий. Просто попробуйте прочитать для того, чтобы в голове уложились какие-то общие данные по каждому веку. Например, в каком веке была Куликовская битва, в каком веке Русь вышла из зависимости от Золотой Орды, в каком веке Русь стала империей. Вот такие основные, базовые вопросы нужно очень хорошо знать для того, чтобы уже начать изучать историю для ОГЭ и более глубоко в ней разбираться.

Конечно же нужно обязательно знать даты, так как на них накладывается всё остальное знание истории.

Маленькая полезность

Когда ты точно будешь знать, в каком веке что произошло, то можно будет проверять свои знания по этому алгоритму, по картинке ниже. Очень круто, если ты будешь наизусть помнить всех правителей века, с датами их правления. Затем запоминаем список событий каждого правления по сферам жизни, то есть что произошло, например, при Иване Грозном во внутренней политике, во внешней политике, в культуре, в экономике, в социальной сфере. Если ты всё это знаешь, умеешь перечислять и помнишь наизусть, то ты супер!

Причины и следствия каждого события тоже необходимо знать, потому что это тоже спрашивается, например, в задании 21 второй части. Так же обязательно нужно знать термины и определения, они встречаются в заданиях 3, 4, 5. Современники каждого правителя тоже могут пригодиться.

Карты обязательно нужно знать, карты по каждому направлению, все карты Ивана Грозного, все карты Петра. Они встречаются очень часто в заданиях 8, 9 и 10, которые построены только на картах.

Тенденции культуры, памятники архитектуры и зодчества каждого правления тоже нужны для ОГЭ.

Конечно же, что происходило во всемирной истории в тот или иной период. Например, что происходило в Европе одновременно с правлением Ивана Грозного в России. Если ты уверено ставишь галочки во всех этих пунктах, значит каждый век ты уже знаешь на 100 баллов.

Пока это не так, нужно учиться дальше, нужно нарабатывать информацию.

Но всё не так страшно, всё это действительно возможно сделать, всё это вполне подъёмно. Главное верить в себя. Я точно в тебя верю!

Ошибки, с которыми сталкивается каждый

Большая ошибка совершается в трате излишнего времени на всемирную историю. Опять же, ответь про себя: «Боишься ли ты всемирной истории?». Очень часто ответ будет – да, потому что всемирная история кажется неподъёмной, огромной и просто бесконечной. Ну как это выучить? Историю всего мира, каждой страны. Просто же голова треснет!

На самом деле, задания по всемирной истории приносят на ОГЭ всего 3 балла из 37. Поэтому на неё не нужно тратить много времени. Обычно где-то 5- 10% от всего времени, что ты готовишься к экзамену. Что же нужно знать по всемирной истории? На самом деле даже не нужно знать даты, что может обрадовать любого. Нужно знать только основную суть событий и персонажей, которые принимали участие в этом событии. На ОГЭ можно встретить такой вопрос. Какой персонаж принимал участие в том или ином событии, какой документ связан с этим событием, о каком событии идёт речь в тексте? То есть нужно просто понимать краткую основную суть какого-либо события или процесса всемирной истории. 

Например, Столетняя война. Нужно знать, что она была между Англией и Францией.  Очень яркой личностью этого времени была Жанна д’Арк. В этой войне произошли такие сражения, как битва при Пуатье, битва при Орлеане и так далее. Многое может вылиться из текста. Значит, учим в целом, всё достаточно кратко и не очень глубоко.

Распространенная ошибка – учить только политику. Это очень распространённая ошибка большей части всех учеников, которые готовятся к истории. Очень часто ученикам кажется, что нужно знать только реформы. Вот возьмём Петра и выучим все его реформы, этого будет достаточно. Но это не так!

В ОГЭ ещё есть карты. По тому же Петру нужно обязательно знать наизусть все карты сражений: Северная война, Каспийский поход, Азовские походы.

Обязательно нужно знать экономику, как она развивалась при Петре и какие указы касались экономики, все, что происходило в этой сфере.

Нужно знать социальное развитие. Какие бунты, восстания, недовольства происходили в этот период.

Конечно же, нужно знать культуру. Какие памятники были созданы при Петре?

 И таким образом нужно проходить любого правителя, рассматривать  с разных сторон, а не только со стороны политики, не только со стороны его реформ, не только со стороны управления государством. Это очень частая и очень распространённая и очень болезненная ошибка, потому что ученики просто не доучивают материал.

Самое обидное, что часть ребят решают, что просто не будут учить культуру. Если у тебя когда-то бывали такие мысли, ты наверное сейчас меня поймёшь. Культура такая объёмная, такая страшная, а всего-то три балла. Зачем я буду учить, я и так заработаю пятёрку!

Это приводит нас к последней и наверное самой неприятный и самой обидной ошибке – осознанная потеря баллов. Это когда ученики говорят: «Я не хочу учить культуру. Я просто не буду решать эти задания на экзамене и сдам на четвёрку». Это очень большой риск.

Представьте себе ситуацию, что вы вообще не учители всемирную историю и культуру.  Приходите на экзамен и просто пропускаете эти задания. Подумаешь 3 балла! А потом оказывается, что ваш вариант заданий был очень сложный и вы допустили много ошибок. В итоге, возможно, пятёрка превращается в четвёрку, а может быть и четвёрка в тройку. Это будет очень обидно.

Поэтому запомните самое главное основное правило всех высокобальников, победителей и успешных школьников – не оставлять пустых мест в бланке ответов! Если у вас есть бланк ответов на ОГЭ, на ЕГЭ, на олимпиаде, не важно где, никогда не оставляйте пустых мест. Даже если вы не уверены в ответе, даже если вы не знаете наверняка, напишите хотя бы какой-то вариант. Это даст вам шанс, что это будет верно. Если же оставляете пустое место, если вы смирились с нулём баллов за задание, это очень грустно и я думаю, что вам такой расклад совсем не нужен.

Поэтому не решайте заранее, что вы не будете готовиться к какому-то заданию. Лучше попробуйте свои силы, проверьте их на практике и получите свою заслуженную пятерку. Ну а я всегда готов вам помочь в этом.

И последнее

Нельзя себя недооценивать! Каждый из вас может подготовиться с нуля на пятерку. Каждый из вас достоин самого лучшего. Каждый из вас очень умный, очень ответственный, очень серьезный ученик. И то, что вы дочитали до этого места, доказывает это лучше любых слов. Потому что вы переживаете о своем успехе на экзамене, вы боитесь допустить ошибку, а значит вы самый аккуратный, самый ответственный, самый успешный ученик. Я желаю вам максимальных оценок, удачи и успехов.

Правителей с именем Иван – 6.  

Правителей с именем Петр – 3.

Крещение Руси произошло в 988 году.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top