Самые простые задания ОГЭ. Часть 3.

Сегодня мы заканчиваем рассматривать самые простые задания ОГЭ по географии для получения удовлетворительной оценки на экзамене по выбору в 9 классе.

Сразу же перейдем к заданию 16.

Его суть предельно проста. Например, школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Европе на одной параллели, но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных? 

1)  Олег: «При удалении от Атлантического океана количество атмосферных осадков постепенно увеличивается».

2)  Филипп: «При движении с запада на восток лето становится теплее».

3)  Анастасия: «При удалении от Атлантического океана зимы становятся холоднее».

4)  Диана: «Чем теплее зима, тем атмосферных осадков больше».

То есть нам предлагают сравнить данные различных колонок таблицы между собой и определить, какие из них совпадают с выводами учащихся.

Начнем с первого. «При удалении от Атлантического океана количество атмосферных осадков постепенно увеличивается». Здесь нам необходимо сравнить построчно колонки 2 и 7. Разместим строки в соответствии с утверждением, т.е расставим по долготе от самой маленькой к самой большой – 4° в.д.,  11° в.д., 21° в.д., 26° в.д. Значит, строки должны располагаться в последовательности 1, 2, 4, 3.

Чтобы вывод Олега был верен нужно, чтобы строки в 7 колонке распределились точно в такой же последовательности. Смотрим и видим, что самое маленькое количество атмосферных осадков будет в строке 4, а вся последовательность будет выглядеть так – 4, 2, 1, 3.  Следовательно, вывод Олега не верен.

Рассмотрим второй вывод сделанный Филиппом: «При движении с запада на восток лето становится теплее». Нам необходимо сравнить колонки 2 и 4. Последовательность строк во 2-й колонке останется неизменной, так как удаление от Атлантики и движение с запада на восток это одно и то же: 1, 2, 4, 3.  Распределяем строки в 4-й колонке в соответствии с летними температурами — +18,5, +19,1, +19,2, +19,3, то есть получаем последовательность строк – 1, 3, 4, 2. Последовательности не совпали, вывод Филиппа не верен.

Переходим к следующему выводу: «При удалении от Атлантического океана зимы становятся холоднее». Опять колонка 2, но в сравнении с колонкой 3. Последовательность строк 2-й колонки прежняя — 1, 2, 4, 3. В 3-й, расставив зимние температуры по убыванию: +2,2, +0,5; −3,4; −4,9, получаем последовательность — 1, 2, 4, 3. Бинго! Срослось! Анастасия права!

Но проверим последнее утверждение Дианы: «Чем теплее зима, тем атмосферных осадков больше». Нам необходимо сравнить колонки 3 и 7. Строки в 3-й колонке распределятся в последовательности: 1, 2, 4, 3, а в 7-й колонке будет: 4, 2, 1, 3.  Последовательности не совпали, вывод Дианы не верен.

Таким образом, правильный ответ задания указан под номером 3. Всё, мы молоды и можем переходить к следующему простому заданию.

Задание 22.

Оно имеет несколько видов, но суть одна и та же – необходимо используя графики и таблицы что-то определить. Рассмотрим два варианта.

Первый вариант. Используя данные таблицы, определите, в каком году численность постоянного населения Алтайского края на 1 января была наибольшая.

1)  2009 г.

2)  2008 г.

3)  2007 г.

4)  2006 г.

Внимательно изучив второй столбик таблицы, приходим к вводу, что численность постоянного населения Алтайского края на 1 января была наибольшая в 2006 году. Всё просто, но обратите внимание, как расставлены года в выборке. Будьте внимательны!

Правильный ответ указан под номером 4.

Второй вариант. В какой период времени в Дальневосточном ФО наблюдался спад как рождаемости, так и смертности?

1)  1994–1998 гг.

2)  1998–2002 гг.

3)  2002–2006 гг.

4)  2006–2009 гг.

Знакомясь с графиком, мы понимаем, что на вертикальной оси  отмечено количество человек, а на горизонтальной  — годы. На графике мы видим, что в период с 1994 по 1998 годы рождаемость снизилась с 98000 чел. до 81128, и смертность снизилась с 82000 до 69466 чел. Затем до 2009 года рождаемость только росла и спадов не было.

Таким образом, правильный ответ указан под номером 1.

Дальше у нас 23 задание.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и привести две формулы, по которым надо будет вести подсчет.

Во-первых, естественный прирост есть разность между родившимися и умершими:

ЕП = Р — С

Во-вторых, миграционный прирост есть разница между прибывшими и выбывшими:

МП = П — В

Не переживайте если в результате вычислений у Вас появятся отрицательнее числа. Не вдаваясь в подробности, констатируем, что это норма. Просто не забываем переносить в бланк ответов знак «-» (минус).

Таким образом, это задание чуточку сложнее, чем предыдущее, но тоже лёгкое. Оно привязано к тем же графикам и таблицам, которые даны в предыдущем задании, и требует провести простейшие математические действия с правильно выбранными числами.

Итак, вариант первый. Используя данные таблицы, определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.

Используя формулу миграционного прироста,  находим разницу между прибывшими и выбывшими, отмеченных в четвертой строке.

43 028 − 44 222 = −1194.

Ответ:  −1194

Второй вариант. Определите естественный прирост населения Дальневосточного ФО в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.

На графике находим численные показатели рождаемости и смертности в 2009 году. Затем, используя формулу естественного прироста населения, вычисляем разность между родившимися и умершими:

83772 − 85562 = −1790.

Ответ: −1790.

Давайте подведём небольшие итоги.

Мы рассмотрели самые простые задания ОГЭ по географии, которые позволят любому получить удовлетворительную оценку на экзамене по выбору.

Но стоит ли на этом останавливаться. Если мы в состоянии выполнить 13 заданий из необходимых 12, то, что нам мешает выполнить еще 7-8 заданий и получить гарантированную «четверку». Переходи по ссылке и мы обсудим этот вопрос.

Ну а пока для закрепления. В каком году из указанных ниже было зафиксировано наименьшее число эмигрантов?

1)  1994 г.

2)  1998 г.

3)  2002 г.

4)  2006 г.

Удачи!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top