Заглянуть в прошлое, чтобы понять происходящее за окном

Идея создать единый учебник истории для средней школы, о которой долго говорили и писали, c 1 сентября 2023 г. начнет реализовываться в учебной практике. К 2023/2024 учебному году выйдут из печати единые учебники по российской и всеобщей истории для 10-го и 11-го классов. Через год, к 2024/2025 учебному году, этот процесс должен завершиться появлением единых учебных книг для классов с 5-го по 9-й.

Давайте  познакомимся с тем, что изменилось в новом учебнике истории России для выпускного класса, охватывающем важнейший период отечественного прошлого после Победы в Великой Отечественной войне до настоящего времени.

450 страниц истории

В советское время, начиная с 1940 г., учебники в течение полувека были единственными, а многие стабильно переиздавались. Один из таких долгоиграющих учебников попал в телефильм полувековой давности «Большая перемена». Его герой, незабвенный Нестор Петрович, преподавал в школе рабочей молодежи (ШРМ) по учебнику новой истории для 9-го класса под редакцией академика В.М. Хвостова, печатавшемуся в неизменном виде несколько десятков лет.

С распадом Советского Союза учебников стало множество, а качество их очень часто вызывало закономерные вопросы у учителей и родителей школьников, не говоря уже о профессиональных историках. Попытки исправить положение были, и не раз, но с неутешительным итогом. До сих пор в школах имеют бытование несколько «линеек» учебников истории от различных авторов и издательств. Помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества, один из авторов новых учебных книг Владимир Мединский так оценил нынешнюю ситуацию: «Многообразие учебников – это великая ложь нашего времени, как говорил Константин Победоносцев. Якобы это приведет к какой-то конкуренции. Этим оправдывались коммерческие интересы, помноженные на невнимание к содержанию».

Теперь внимание к содержанию приоритетно, и внимание это вынесено на государственный и гражданственный уровень. В заключении к новому учебнику истории России для 11-го класса находим высказывание министра народного просвещения Российской империи Сергея Семеновича Уварова: «В народном образовании преподавание истории есть дело государственное. История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои». Учебник, над которым напряженно трудилась большая группа авторов, экспертов и методистов, среди которых академики РАН Александр Чубарьян и Анатолий Торкунов, сохраняет лучшее из трех ныне существующих «линеек». При этом старый текст меняется примерно на 50-70%”, а новации осознанно касаются личностной, биографической информации, а также истории повседневности.

Новый учебник не только велик по размерам, в нем 448 страниц. По словам В.Р. Мединского, «мы делаем очень плотный макет, там гораздо больше информации на страницу текста, чем было раньше». Изложение комплексное: тексты параграфов дополняются множеством иллюстраций и объяснениями к ним, текстами источников, разнообразными вопросами и заданиями. Обилие информации и ее интерпретаций должно помочь современным старшеклассникам разобраться в непростых реалиях послевоенной истории СССР и первых десятилетий исторического пути современной России.

«Революция благосостояния»

Прежде послевоенную советскую историю часто изображали в строго негативном ключе с некоторым исключением в виде прославления горбачевской перестройки. «Сталинизм» с легкостью переходил в хрущевский «волюнтаризм», а тот – в брежневский «застой». Не отрицая и не скрывая в тексте серьезных недостатков советского проекта, авторы единого учебника склонны выделять в эпохе после 1945 г. главное. Уже во введении к книге оно выглядит так: «Поступательное развитие экономики в сочетании с достижениями науки и техники в 1950-е – 1970-е гг. сделали нашу страну одной из двух самых влиятельных держав в мире. Советский Союз достиг невиданных высот: открыл человечеству дорогу в космос, добился впечатляющих достижений в развитии науки, медицины и образования».

Изложение I главы учебника, охватывающей период до конца 1991 г., построено с учетом серьезного внимания, которое современная российская историческая наука посвящает истории повседневности. Ей адресованы специальные параграфы, для хрущевской эпохи вводится и специальное понятие «революция благосостояния», которое иллюстрируется наиболее яркими примерами. Авторы не лакируют тогдашнюю действительность, учебник упоминает и о товарном дефиците, и о событиях в Новочеркасске в июне 1962 г. Но при этом подчеркиваются важнейшие позитивные перемены в советском обществе, ощущавшиеся и на бытовом уровне: рост зарплат, пенсионное обеспечение, массовое строительство бесплатного жилья, изменение структуры питания, широкие возможности заниматься туризмом и спортом.

Привязанная к иллюстрациям дополнительная информация раскрывает старшеклассникам важные штрихи ушедшей в прошлое повседневности. Вот как это выглядит в рассказе о постепенном появлении в быту важнейшего электроприбора: «Массовым производство холодильников стало в 1950-е – 1960-е гг. Производством занимались тракторные и автомобильные заводы. В 1951 г. первую партию знаменитых холодильников “Москва” выпустил “ЗИС” (позднее “ЗИЛ”), в 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников, в 1962 г. 1-й холодильник “Минск-1” выпустил Минский завод. Первое время холодильники считались предметом роскоши, однако, по данным статистики, обеспеченность ими (на 100 семей) возросла с 4 в 1960 г. до 92 в 1988 г.».

 

Одновременно авторы доходчиво объясняют и причины недовольства советских граждан собственным бытом, несмотря на очевидно позитивные в нем перемены: «…обеспечение высококачественными и “модными” товарами повседневного спроса отставало от растущих запросов населения. Достигнутый в городах уровень бытового комфорта все равно отличался от жизни “простых людей” в развитых странах Запада, вернее, от того образа, который создавался иностранным кино и рекламными журналами. Нелестные для бытовой стороны “развитого социализма” выводы провоцировали социальную апатию».

Экономическая катастрофа

Последствия социальной апатии, зримо проявившиеся уже вскоре, изложены в учебнике местами достаточно жестко. Вместо прежних славословий переменам второй половины 1980-х гг. авторы делают четкий акцент на том, что «политика перестройки, начатая Горбачевым, отличалась непоследовательностью и в итоге привела к распаду СССР». Предметно объясняется, почему так случилось. «Архитектор перестройки» не располагал «никаким четким планом действий», к тому же Михаил Сергеевич «плохо ориентировался в проблемах промышленности, армии, ВПК, слабо разбирался в вопросах внешней политики. Он никогда не работал на производстве: не руководил стройкой, не был директором крупного завода. Не было у него и опыта министерской работы».

В итоге даже массовая поддержка населением курса нового руководства страны и невиданная ранее открытость власти в реальности обернулись тем, что уже «первый этап преобразований М. Горбачева, несмотря на высокий кредит доверия населения, отличался непродуманностью и непоследовательностью». Реальная же перестройка, начало которой авторы справедливо относят к лету 1987 г., оказалась кратким и скорбным путем к крупнейшей геополитической катастрофе ХХ в. (это мнение В.В. Путина о «крушении Советского Союза» вынесено цитатой в самом начале первой главы).

Общий вывод об итогах горбачевских преобразований строг и суров: «Ни одна из реформ, начатых за годы перестройки, не дала положительных результатов. Непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему распределения и на практике обернулась экономической катастрофой. Экономический кризис превратился в определяющий фактор политической жизни страны».

В учебнике ясно излагаются причины появления по ходу перестройки антисоветских и антигосударственных проектов: «На фоне серьезного снижения жизненного уровня и нараставших бытовых трудностей общественное сознание постепенно сдвигалось в сторону отрицания социалистического выбора и советской системы. При этом внятных альтернатив обществу не предлагалось: внушалась мысль, что достаточно демонтировать “тоталитарный” СССР, как все само собой наладится. Подобные настроения в значительной степени были похожи на те, которые господствовали в российском образованном обществе накануне Февральской революции 1917 г.».

 

Контузия реформами

Честно и зряче анализируются и другие основные факторы распада СССР. Очень важен вывод о том, что причины кризиса в национальной политике заключались в губительном курсе союзного центра: «Одним из важнейших направлений начатой Горбачевым демократизации политической системы стало создание массовых организаций “в поддержку перестройки”, в союзных республиках они получали наименование “народных фронтов”. Как правило, руководящая роль оказывалась у представителей националистических и сепаратистских организаций». И прогремевшая на весь мир внешняя политика в духе «нового мышления» имела «катастрофические последствия для геополитического положения СССР. Произошло резкое ослабление влияния нашей страны, утрата позиций, приобретенных СССР по итогам Второй мировой войны».

Заданную рассказом о перестройке линию органично продолжают первые параграфы главы II «Российская Федерация в 1992 – начале 2020-х гг.», повествующие о сложнейшей ситуации в стране в 1990-х гг. Кое-где сохранившиеся в прежних учебниках умилительные интонации в отношении реформ ельцинского времени здесь не просто отсутствуют напрочь. Внятно и доходчиво объясняется и специфика создавшегося положения, и отрицательная динамика нахлынувших на Россию перемен.

В начале 1990-х гг. они еще вызывали к себе доверие: «…большинство граждан России, несмотря на резкое падение уровня жизни, поначалу поддерживали курс на преобразования. Общество верило обещаниям “реформаторов”, что они не допустят всеобщей нищеты, а период трудностей продлится недолго». К концу десятилетия градус общественных настроений кардинально изменился: «По мере ухудшения экономической ситуации, особенно после кризиса 1998 г., большинство населения страны стало скептически относиться к либеральным идеям, которые ассоциировались со снижением жизненного уровня, утратой геополитических позиций нашей страны».

В учебнике подробно и предметно доказывается, как и почему менялись настроения широких слоев российских граждан. «Распад великой страны, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала стало тяжелым испытанием для людей. “Открытие Запада” сопровождалось хлынувшим в страну потоком низкопробных культурных подделок, общим падением нравов и ростом преступности. Затраты на научные исследования уменьшились почти в 15 раз. Многие научные институты прекратили свое существование. Количество занятых в научной сфере сократилось в 2 раза, в том числе за счет выезда квалифицированных специалистов за рубеж. Многие ученые вынужденно уходили в торговлю, сферу услуг и другие сферы».

Крым, пандемия, СВО

К изложению российской истории в XXI в. авторы подходят особо тщательно, стараясь осветить и совсем недавние события, состоявшиеся уже на глазах у нынешних старшеклассников, не исключая, к примеру, только недавно закончившейся пандемии коронавируса. Нашли объективное отражение в учебнике и возвращение Крыма в родную гавань в 2014 г., и другие значимые процессы, обусловившие расширение территории страны. Уже во введении к учебнику отмечается: «Важнейшим событием Новейшей истории стало вхождение, а вернее, возвращение наших исторических земель в состав Федерации. Нет никаких сомнений, что брошенный Западом вызов сделает нашу страну крепче, а многонациональный российский народ – еще более сплоченным».

Есть в новом ученике и отдельный большой параграф под номером 37 о России сегодня и Специальной военной операции. В нем отражены и предыстория СВО, и причины возрождения нацизма на Украине, и трагическая ситуация Донбасса начиная с 2014 г. События СВО, начиная с 24 февраля 2022 г., излагаются по-особому, предельно доходчиво и с учетом того, что они активно продолжаются. В конце параграфа есть особый пункт «Россия – страна героев», где упомянуты подвиги восемнадцати особо отличившихся бойцов и командиров. Приведем один из таких рассказов о героях:

«Александр Жихарев всегда был лучшим. Одним из лучших учеников в школе. Лучшим курсантом Рязанского училища ВДВ. Лучшим по спецдисциплинам. Лучшим в иностранных языках (английский, немецкий, арабский). Лучшим по спорту: парашютист-инструктор (150 прыжков), водолаз, мастер спорта по рукопашному бою. Лучшим на привале: писал стихи и песни. После училища он стал командиром лучшего взвода в элитной Псковской бригаде спецназа. И погиб как лучший из героев: в первые же дни СВО в отчаянном бою с превосходящими силами врага его взвод выдержал 10 часов непрерывного штурма и не отступил. Герой России (посмертно)».

Итак, первый опыт создания единых учебников истории в XXI в. обрел реальные очертания. Теперь оценить новые издания предстоит школьникам и их педагогам. Учебная книга для 11-го класса будет постоянно дорабатываться, дополняясь важнейшими событиями текущего момента. Многое ведь еще впереди. По словам Владимира Мединского, «День Победы в СВО мы обозначим, не сомневайтесь».

 (по материалам журнала «Родина»)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top