Всем большой привет!
Как всегда я пытаюсь дать немного полезной и важной информации при подготовке к ЕГЭ по географии и сегодня мы поговорим о типичных ошибках, которые допускают выпускники из года в год. Это естественно приводит к потере баллов на экзамене и не достижения целей, не достижения желаемого результата.
Самое первое, на что я бы хотел обратить внимание – это ошибка номер 0. Это вообще базовая такая штука, которую важно уяснить. Ошибка номер 0 заключается в настрое. Если вы считаете, что География – это самый лёгкий предмет, я его сдам, и готовиться не буду или буду готовиться в последний день перед ЕГЭ, скажем, 2-3 часа и затащу на 90+ баллов. Это не так!
Здесь очень важно понимать структуру ЕГЭ по географии в целом. На самом деле географию реально легко сдать, если вы хотите пройти порог, то есть набрать 40-50 баллов. Это действительно не составит труда. Но мне кажется, что ЕГЭ по географии действительно сложный экзамен. Как минимум это подтверждает средний балл.
Средний балл ЕГЭ по географии практически самый низкий, ниже только балл по биологии. Поэтому делаем вывод – подготовиться больше чем на 55 баллов это действительно сложно.
Если вы знаете структуру ЕГЭ по географии, то вы понимаете, о чём я говорю. Например, если у вас очень хорошая база, хорошие знания по школьному курсу, то у вас, скорее всего, не возникнут трудности с первой частью. Однако, и там бывают задания, которые массово пугают ребят, приводят к потере баллов.
Но есть вторая часть ЕГЭ по географии, которая весит практически 50% от всех баллов на ЕГЭ. И если во многих предметах есть чёткая привязка того или иного задания к конкретным темам, то в ЕГЭ по географии во второй части практически во всех заданиях может встретиться любая тема. То есть вам нужно быть готовым к заданиям с развёрнутым ответом на большое количество тем. Именно поэтому ЕГЭ по географии – это не такой лёгкий экзамен. На это я обращаю ваше внимание.
Теперь непосредственно об ошибках.
Первая ошибка, которую я считаю базовой и о которой очень важно говорить сейчас летом – это не учить номенклатуру. Я знаю массу истории, они происходят каждый год, когда за месяц до ЕГЭ ребята начинают судорожно учить номенклатуру. Многие не делают этого раньше, объясняя себе: «Да ладно! Это нужно только в одном задании. Не страшно». Хотя на самом деле номенклатура нужна для трех заданий первой части и может встретиться в заданиях второй части.
Даже если номенклатура нужна всего лишь в одном задании первой части, но вы претендуете на 100 баллов и теряете один первичный балл, то вы сразу получаете 96, потом 92. Поэтому, пренебрежение каким-то одним заданием в КИМе это на самом деле фатально и приводит к потере большого количества баллов.
Немного статистики. На ЕГЭ 2022 года номенклатурное задание выполнило всего 60% выпускников. Это на самом деле очень лёгкое задание, где нужно просто знать фактическую информацию, очень низкий процент выполнения.
Вторая ошибка – это забить на темы: регионы России и страноведение. Многие ребята при подготовке особо не уделяют этим темам достаточно времени, но по статистике, задания 18 и 19 на ЕГЭ 2022 года выполнили всего 45% учеников. По сути дела, каждый второй потерял здесь баллы. А я напомню, что это первая часть. Теряя баллы в первой части, значит нужно, как можно лучше писать вторую часть.
Ошибка номер три.
Я вообще очень редко говорю, что в географии нужно что-то заучивать. В ней главное понимание тех или иных процессов. Но это не касается, скажем так, статистики. То есть статистики по мировому хозяйству, либо по хозяйству России. Это то, что действительно важно выучить, чтобы выполнить задание 9.
В этом году на ЕГЭ были большие проблемы с этим заданием, в 2022 году это задание выполнили только 30% выпускников. Поэтому рекомендую обратить внимание на крупнейших мировых производителей электроэнергии, алюминия, на экспортёров угля и нефти и д.т.
Следующая ошибка – это попытка вызубрить, например, физическую географию, движения Земли или климат. Это фатальная ошибка, потому что во второй части, скажем, в задание 29 проверяют понимание взаимосвязи тех или иных элементов природы и если вы просто заучиваете какие-то факты, происходящие в природе, то скорее всего вы потеряете из-за этого баллы.
Ошибка номер пять – это не использование имеющихся алгоритмов, когда они есть. Во второй части ЕГЭ по географии очень много заданий с развёрнутым ответом, но, как минимум, два из них очень алгоритмичны. Это задания, которые надо делать по шаблону, надо делать по чёткому клише, так и только так. Многие ребята, зная это, не отрабатывают эти задания на практике. Приходя на экзамен, они начинают изобретать велосипед и теряют баллы. По статистике, задания 26 и 27, которые на 100% проходные и их нужно делать по шаблонам, на ЕГЭ 2022 года выполнили менее 50% выпускников. Хотя еще раз повторю, я считаю эти задания халявными. Они по первичной шкале приносят целых 5 баллов!
Ошибка номер шесть.
Не готовиться к заданиям на факторы размещения производства, думая, что вам они не попадутся. Задание с факторами размещения – это очень популярный тип задания. По статистике на ЕГЭ 2022 года такие задания выполняли всего 20% выпускников. Поэтому обязательно обратите на них внимание.
Ошибка номер семь. Это откладывание темы населения мира на потом. На самом деле тема населения в большом объёме встречается в ЕГЭ по географии, в том числе ежегодно встречаются в 29 задании. Встречаются половозрастные пирамиды и, обычно, все это знают, но при этом на ЕГЭ 2022 второго года это задание выполнило всего 15% учеников.
Ошибка номер восемь – это уже более такая глобальная вещь – это отсутствие плана подготовки. Я знаю, что есть часть выпускников и, причём достаточно большая часть, которые думают: «Ничего страшного, всё нормально! Скоро я начну готовиться к ЕГЭ. Сразу после Нового года». В это время наступает март месяц. «Всё! сейчас точно пора». И начинается какое-то несистемное изучение.
Сегодня изучаю одно, завтра другое. Даже если вы готовитесь весь учебный год, но при этом вы двигаетесь, как бы по ощущению, это тоже ошибка. Важно проходить всё последовательно, системно, структурно, чтобы материал хорошо усваивался, и соответственно не было никакой каши в голове.
Ошибка номер девять тоже достаточно банальная вещь – это отсутствие регулярности и дисциплины. Если вы готовитесь к ЕГЭ с сентября или с августа и при этом вы занимаетесь один раз в месяц или один раз в полтора месяца, тратя на это 10 часов, а потом не занимаетесь какое-то время это тоже плохо. В начале подготовки, особенно в первом полугодии, многие как бы на мотивации занимаются достаточно регулярно и много. Зато во втором полугодии начинают лениться, всячески откладывать подготовку.
Лучше мало, но регулярно и постоянно заниматься. Выделяете примерно 40 минут в день, три раза в неделю и этого достаточно. Это практически идеальный вариант.
И последнее – соотносите теорию и практику.
Не рассчитывайте на то, что ЕГЭ по географии это практический экзамен. На самом деле здесь важно сочетать теорию и практику. Где-то 30 на 70, когда теории больше. Где-то 50 на 50, где-то 70 на 30. Но теории должно быть столько же, сколько и практики. Ведь вторая часть требует развёрнутых ответов, а без знания теории её просто-напросто не выполнить.
Кроме всего прочего я готов помочь Вам в подготовке к экзамену. До встречи!