Продолжаем, начатый в прошлой статье, анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по географии и пробуем разобраться, как получить на экзамене 80+ баллов. Раз уж мы начали разговор о карте и её математической основе, то сегодня мы продолжим данную тему и разберем задание 21 – географические модели, географическая карта и план местности, в котором необходимо определить азимут и задание 22 – развернутая часть, связанная с построением профиля рельефа местности.
Данные задания
выполняются с использованием приведённого в КИМе фрагмента топографической карты.
Двадцать первое задание.
Определите по карте азимут, по которому надо идти туристу, находящемуся в точке M, для того чтобы попасть к дому лесника.
Ответ запишите в виде числа.
Ответ: ___________________________ град.
Для выполнения задания необходимо использовать транспортир.
Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут — это угол между направлением на север и направлением на выбранный ориентир (объект движения), отсчитываемый по часовой стрелке и измеряемый в градусах от 0 до 360. Всегда помним, что азимут 90 градусов направлен на восток, 180 градусов – на юг и 270 градусов – на запад. Вроде бы все просто, но…
Несмотря на то, что у большинства экзаменуемых умение определять азимут считается сформированным, процент выполнения задания – 61. При этом есть типичные ошибки, связанные с определением азимутов от 180° до 360°. Можно предположить, что причиной этого является недостаточная сформированность как самого понятия «азимут», так и умения пользоваться транспортиром для определения величины углов.
Напомню, что для определения азимута движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (точка М). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от точки М до дома лесника). Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север. Полученный результат – 56 записываем в ответ.
Переходя к заданию 22
необходимо отметить, что в модели 2022 года само задание, критерии оценивания и максимальный балл были изменены. Ранее основа для построения профиля, имеющая верную длину в масштабе профиля и обозначение высот, предлагалась как часть условия. В этом году основу профиля участники экзамена должны были начертить самостоятельно.
Соответствие построенного профиля вертикальному масштабу, заданному в условии, стало одним из элементов верного ответа. Остальные элементы – соответствие горизонтальному масштабу и верная форма профиля – остались без изменений. В новых критериях повысился с 2 до 3 максимальный балл, а также выделено два критерия оценивания: умение пользоваться масштабом (горизонтальным и вертикальным) и умение строить профиль рельефа на заданном участке.
Двадцать второе задание.
Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. При построении основы профиля используйте горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 10 м.
Укажите на профиле знаком «Х» положение дома лесника.
Для построения профиля подготавливается основа:
- Измеряем линейкой расстояние от А до В, получаем результат 4 см. Масштаб 1:10000, т.е в 1 см 100 м. Так как по заданию при построении основы профиля необходимо использовать масштаб в 1 см 50 м, то длину горизонтальной линии основы профиля нужно начертить длиной 8 см.
- Добавляем цифры слева и справа будущего графика, беря из задания вертикальный масштаб в 1 см 10 м. При этом отмечаем, что горизонтали проведены через 2,5 метра, т.е. точки А и В находятся в пределах высот от 130 до 152,5 метров. Основа готова!
- На карте карандашом соединяем точки А и В.
- При помощи линейки измеряем и высчитываем все расстояния до каждой горизонтали и отдельных объектов (обрыв, река, колодец, дом лесника и т.п.).
- Зная, что каждая горизонталь проведена через 2,5 м в высоту, определяем на какой высоте находятся все ранее измеренные точки.
- Далее, имея горизонтальный (длина) и вертикальный (высота) показатель каждой точки, отмечаем их на основе. Обязательно надо отметить дом лесника, так как он находится на линии профиля.
- Соединяем точки и получаем итоговый профиль.
Однако, как показывает анализ,
экзаменуемые, владея алгоритмом использования масштаба для определения расстояния, не могли верно выполнить задание, так как не выполнили необходимые действия: не изучили источник информации, который им предлагался для использования; не определили масштаб карты, изначально предполагая его значение равным масштабу карт в тренировочных материалах.
Кроме того, для выпускников наибольшее затруднение вызвало составление основы профиля, не все смогли верно начертить профиль рельефа в соответствии с указанным вертикальным масштабом. Это требует, помимо умения правильно прочитать особенности рельефа по топографической карте, сформированности умения переводить информации из одного вида в другой, используя разные подходы к способам изображения информации.
Типичные ошибки могут быть связаны с неверным определением границ высот, в пределах которых изменяется абсолютная высота линии профиля, а также с выявлением крутизны склонов по линии профиля. Также можно предположить, что ошибки вызваны недостаточной сформированностью умения соотнести высоту сечения горизонталей на карте, которая является источником информации для профиля, и вертикальный масштаб.
Как результат количество правильно выполненных заданий по построению профилей рельефа составило лишь 46%.
В заключение
хочется предложить выполнить всем желающим пару подобных заданий, но с использованием различных карт. Итак:
1) Определите по карте азимут от родника на дом лесника. Ответ запишите цифрами.
Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. При построении основы профиля используйте горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м.
Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.
2) Определите по карте азимут от точки А на колодец. Ответ запишите цифрами.
Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. При построении основы профиля используйте горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 10 м.