Готовимся к ЕГЭ по географии. Задание 1.

Ранее  я пытался убедить тех, кто будет сдавать географию, что оптимально начинать подготовку с лета. Летом нет уроков в школе, поэтому можно никуда не торопиться, и есть шанс по-настоящему погрузиться в предмет. При этом, два часа занятий в неделю точно не испортят вам летний отдых, а, наоборот, сделают его разнообразным. Знаю по себе, что когда долго ничем не занят, то начинаешь немного скучать, и хочется вернуться к работе или учёбе.

Кроме того, летние занятия разгрузят тебе учебный год. Да, это всего пара месяцев, но это база. В сентябре многим ребятам приходится резко садиться за подготовку, забивать в расписание вебинары и занятия с репетитором, и при этом ходить в школу. А сейчас можно начать плавно входит в географию.

Немного «воды» для понимания самого процесса экзамена.

В экзаменационной работе 2023 г. были использованы задания из модели КИМ ЕГЭ предыдущих лет в неизменном виде, задания из ранее использованной модели в измененном виде (условие, критерии оценивания) и новые задания.

Новым источником информации стали тематические карты, статистические таблицы с большим количеством показателей.

Новыми умениями, которые подлежали проверке, было умение совместно использовать комплекс источников (географическую карту и статистическую таблицу) для выполнения задания, а также умение использовать тематическую карту (составление легенды для создания конкретной тематической карты) в предложенных заданиях.

В новой модели КИМ ЕГЭ по географии большое внимание было уделено проверке достижения метапредметных результатов.

Многие задания были нацелены на проверку усвоения базовых понятий, а также на проверку овладения выпускниками универсальными познавательными действиями: умением работать с различными источниками информации; умениями выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; умением выявлять закономерности, причинно-следственные связи.

Имея базовые знания,

вооруженный «комплексом источников» (см. приложение в конце статьи), экзаменуемый отправляется в путь за высокими первичными баллами. Вместе с ним и мы, воспользовавшись одним из вариантов КИМ ЕГЭ 2023 года, опираясь на анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по географии, пробуем разобраться, как получить 80+ баллов.

Первое задание.

Посёлок Муторай имеет географические координаты 61° 20′ с.ш. 100° 29′ в.д.  Определите, на территории какого субъекта РФ находится этот посёлок.

Ответ: ___________________________.

По результатам экзамена,

умение определять географические координаты можно считать сформированным. Задание 1, требующее умения определять географическое положение объекта по картам выполнили около 86% экзаменуемых. Вместе с тем у части экзаменуемых понятия «географическая широта» и «географическая долгота» по-прежнему не усвоены, так же как представление о западном и восточном полушариях.

Так, при необходимости определить государство, на территории которого находится населенный пункт, имеющий западную долготу, например Мексику, около 4% экзаменуемых в качестве ответа называют страны, находящиеся в восточном полушарии.

 Типичные ошибки также связаны с неверным определением интервала, через которое проведены параллели и меридианы на картах. Можно предположить, что часть ошибок экзаменуемых, использовавших карту России из Приложения, связана с тем, что у рамки карты рядом подписаны значения широты и долготы.

Часть экзаменуемых путают Красноярский край с Краснодарским, Вологодскую область с Волгоградской. Также встречаются ответы, в которых вместо названий субъектов Российской Федерации указаны географические регионы: Урал, Дальний Восток. Это говорит, с одной стороны, о несформированности понятий «субъект Российской Федерации» и «географический регион», с другой – о недостаточной сформированности умения пользоваться географической картой.

Возвращаясь непосредственно к заданию,

вспоминаем, что:

1). Географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широты и долготы.

2). Географическая широта – длина дуги в градусах от экватора до заданной точки. Географическую широту определяют с помощью параллелей. Широта может быть северной (те параллели, которые находятся севернее экватора) и южной (те параллели, которые лежат южнее экватора). Географическая широта может иметь значения от 0 до 90 градусов.

3). Географическая долгота – длина дуги экватора в градусах от начального меридиана (0 градусов) до меридиана заданной точки. Географическую долготу определяют по меридианам. Долгота может быть западной (от 0 меридиана на запад до 180 меридиана) и восточной (от 0 меридиана на восток до 180 меридиана).

Например, Москва имеет следующие географические координаты: 55°45′ с.ш. и 37°37′ в.д. Город Владивосток имеет следующие координаты: 43°07′ с.ш. 131°54′ в.д. Сначала записывается значение широты.

В нашем случае требуется найти объект по уже заданным координатам, для этого надо сначала предположить, в каких полушариях находится данный объект. Найти его на карте и определить на территории какого субъекта РФ находится этот объект.

Ответ: Красноярский край.

Примерно так, мы разберем все последующие задания ЕГЭ по географии.

В заключение, используя карты приложения, попробуйте самостоятельно выполнить подобные задания:

1). Город Монтеррей имеет географические координаты 25°40′ с. ш. 100°18′ з. д. Определите, на территории какого государства находится этот город.

2). Город Хобарт имеет географические координаты 42°53′ ю. ш. 147°19′ в. д. Определите, на территории какого государства находится этот город.

3). Город Орск имеет географические координаты 51°12′ с. ш. 58°37′ в. д. Определите, на территории какого субъекта РФ находится этот город.

Ответы я дам при разборе следующего задания.

Приложения

страны мира
субъекты Российской Федерации

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top