Половозрастные пирамиды. Решение за пять минут.

Сегодня мы поговорим о половозрастных пирамидах и алгоритмах решения ключевых типов заданий ЕГЭ прошлых лет. Самое главное, что нужно знать – это то, что соотношение лиц разных возрастов в возрастной структуре населения зависит от двух ключевых показателей. Во-первых, показателя рождаемости, именно от него будет зависеть доля детей в возрасте до 15 лет. Во-вторых, показателя средней ожидаемой продолжительности жизни. Этот показатель будет ответственным за долю лиц старше 65 лет.

Всего в возрастной структуре населения мы выделяем три категорий.

Это дети, в последующем это экономически активное население. Далее – население от 15 до 64 лет. И третья категория – граждане старшего возраста, 65 плюс. Когда мы видим половозрастные пирамиды, то всегда нужно выделять эти три разные возрастные категории, для того чтобы следить как будет меняться соотношение людей.

Обычно нам нужно в заданиях по ЕГЭ оценивать крайние два показателя – дети до 15 лет и лица старше 65 лет.

Давайте посмотрим на самые популярные задания ЕГЭ прошлых лет и разберём алгоритм их решения.

Первое задание выглядит следующим образом:

«Проанализируйте половозрастные пирамиды Бангладеш и определите, как в возрастной структуре населения этой страны изменится доля лиц старше 65 лет и доля лиц до 15 лет в 2040 году. Ответ обоснуйте».

Давай выделим две ключевые возрастные категории. Начнем с детей до 15 лет. По вертикальной оси у нас идёт как раз возраст и между отметками в 10 и 20 будет 15. На глаз видно, что их доля уменьшается, потому что основание пирамиды становится более узким. Получается, что доля детей в возрастной структуре населения Бангладеш уменьшится. С чем это связано? Как я уже отмечал ранее, доля детей привязывается к рождаемости. Таким образом, доля лиц до 15 лет уменьшится потому, что уменьшится рождаемость.

Также мы отчерчиваем долю лиц старше 65 лет. Она тоже изменилась и мы видим, что вершина пирамиды стала шире. Это значит, что доля лиц старше 65 лет увеличилась, то есть большая часть населения доживает до преклонного возраста. Это происходит потому, что средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличивается.

Так выглядит алгоритм решение этого задания. Уменьшение доли лиц до 15 лет мы связываем со снижением рождаемости, а увеличение доли лиц старше 65 лет мы связываем с увеличением средней ожидаемой продолжительности жизни.

Давай сейчас оформим ответ,

чтобы точно получать максимум за подобные задания на экзамене.

Итак, ответ: “В возрастной структуре населения Бангладеш к 2040 году доля лиц старше 65 лет увеличится, потому что станет больше продолжительность жизни, а доля лиц до 15 лет уменьшится, так как снизить рождаемость”.

Таким образом мы ответили полностью на задание. Мы сказали, как изменится доля лиц старше 65 лет и доля лиц до 15 лет.

Посмотрим на другой тип задания,

который тоже сейчас очень популярен на экзамене. «В 2020 численность населения Сингапура составляла столько-то миллионов человек. Рождаемость 9,2 промилле, смертность 13,4 промилле. При этом значение суммарного коэффициента рождаемости составляла 1,5. Проанализировав показатели половозрастной пирамиды Сингапура в 2020, дайте прогноз, как изменится в ближайшее десятилетие естественный прирост, если суммарный коэффициент рождаемости останется таким же. Для обоснования вашего ответа приведите два довода».

Итак, здесь задание звучит уже по-другому и нам нужно определить – как изменится естественный прирост. Что такое естественный прирост? Это разница между показателями рождаемости и смертности. Поэтому мы будем оценивать два показателя «рождаемость» и «смертность», чтобы проанализировать, что в итоге будет с естественным приростом.

Что мы делаем?

Нам нужно оценить суммарный коэффициент рождаемости, а суммарный коэффициент рождаемости это показатель количества новорождённых детей на одну женщину. Женщина в детородном возрасте от 15 до 49 лет, и у нас суммарный коэффициент рождаемости полтора. Это значит, что на одну женщину приходится, как бы полтора ребёнка. То есть, если у нас численность женщин в детородном возрасте 100, то они вместе родят 150 человек. Если численность женщин в детородном возрасте сократится до 10, а суммарный коэффициент рождаемости, как нам сказано условие не изменится, значит, они родят 15 человек.

Для того чтобы понять, что будет происходить с рождаемостью в этом типе задание, нам нужно оценить, что будет происходить с женщинами в детородном возрасте. Давайте посмотрим. Как видим, женщины отмечены справой стороны половозрастной пирамиды. Очертим наших женщин в детородном возрасте и представим, что эти женщины, которые сейчас в детородном возрасте, через 10 лет как бы постареют и поднимутся вверх по половозрастной пирамиде.

А вот девочки, которые ниже, поднимутся вверх. Они повзрослеют и вступят в детородный возраст. На пирамиде видно, что она в основании более узкая, а это значит, что женщин в детородном возрасте станет меньше. Если их станет меньше, то рождаемость будет падать, потому что здесь идёт связь с суммарным коэффициентом рождаемости, который по условию не меняется.

Дальше нам надо посмотреть, что произойдёт с лицами старше 65 лет через 10 лет. Мы четко видим, что доля лиц старше 65 лет увеличится из-за увеличения средней ожидаемой продолжительности. Но если у нас лиц старше 65 лет становится больше, а эта доля населения условно отвечает за смертность, значит и смертность станет больше.

У нас получается следующее: рождаемость падает, а смертность увеличивается. Что в таком случае происходит естественным приростом? Он уменьшается.

Давайте оформим решение этого примера.

“При сохранении суммарного коэффициента рождаемости, естественный прирост будет оставаться отрицательным. Убыль населения увеличится, так как уменьшиться количество женщин в детородном возрасте, что приведёт к снижению рождаемости. По мере увеличения продолжительности жизни будет расти доля населения старше 65 лет и возрастать показатель смертности”.

Мы оценили, что произойдёт с естественным приростом, сделали вывод и обосновали, что происходит с рождаемостью, что происходит со смертностью.

Эти типы заданий встречаются на ЕГЭ чаще других, поэтому закрепляем изученный материал новым заданием.

В таблице представлены данные, характеризующие изменения демографической ситуации в Мексике. Проанализируйте эти данные и спрогнозируйте, как к 2030 г. изменится (увеличится или уменьшится) доля лиц пожилого возраста в общей численности населения этой страны. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top